Технология «Лаборатория историй»: патриотическое воспитание через развитие читательской грамотности дошкольников

 
 

Корнечук Ирина Викторовна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 465 г. Новосибирска

 
 
 

Назарова Светлана Владимировна,

воспитатель МБДОУ д/с № 465 г. Новосибирска

 
 
 

Сарангова Ирина Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 465 г. Новосибирска

 

Технология «Лаборатория историй»: патриотическое воспитание через развитие читательской грамотности дошкольников

Художественная литература играет исключительную роль в формировании нравственных принципов личности, ее гражданской зрелости и патриотизма. Важно с ранних лет прививать ребенку умение глубоко понимать литературные произведения, распознавать их художественную ценность, сочувствовать персонажам и автору, то есть извлекать максимум информации из прочитанного.

Читательская компетентность – это способность индивида понимать, анализировать и критически оценивать текстовый материал, а также эффективно использовать навыки чтения для достижения личных целей, расширения кругозора и активного участия в жизни общества. Она подразумевает умение интерпретировать тексты, выражать собственные мысли и применять полученные знания в различных областях.

Тревожным сигналом является то, что современные дошкольники уделяют недостаточно времени чтению. Это может иметь серьезные последствия для их будущего развития и формирования как сознательных граждан и патриотов своей страны. Недостаток чтения в раннем возрасте тормозит расширение словарного запаса, ограничивает развитие творческого мышления и снижает концентрацию внимания, что ставит под вопрос усвоение важных моральных ориентиров.

Причины этого явления кроются в обилии альтернативных развлечений, таких как телевидение, видеоигры и гаджеты, а также в занятости родителей, которые не всегда могут выделить время для чтения с детьми. Недостаток качественной и интересной детской литературы также играет свою роль.

Для исправления ситуации необходимы совместные усилия родителей, педагогов и всего общества. Важно создать благоприятную атмосферу для чтения, предлагать детям увлекательные книги и показывать личный пример любви к чтению. Чтение открывает перед ребенком мир знаний и возможностей, формируя его как личность.

В своей работе мы используем технологию «Лаборатория историй». Она превращает обычное чтение в исследовательский процесс, в котором участвуют дети, родители и сверстники. Суть заключается в том, что перед чтением произведения педагог задает один вопрос, на который дети должны найти ответ в тексте. Это помогает сосредоточить внимание на сути произведения, создать положительный настрой и вовлечь всех детей в процесс.

«Лаборатория историй» – инновационный метод в сфере патриотического воспитания, реализуемый посредством развития навыков чтения у детей дошкольного возраста. Данная технология направлена на развитие понимания текста, внимания и памяти у дошкольников. Она также способствует расширению словарного запаса и обогащению опыта ребенка, воспитанию моральных качеств. В отличие от традиционных обсуждений, «Лаборатория историй» предполагает активное обсуждение книги всеми детьми в разных форматах. Одно и то же произведение можно читать многократно, меняя вопросы и усложняя их.

Такой подход делает обучение живым и значимым, активизирует познавательную деятельность, формирует умение анализировать текст, выражать свое мнение и уважать мнение других. На родительских мероприятиях мы демонстрируем, как эта технология может быть использована для развития интереса к чтению, речи и интеллекта ребенка.

Пример успешного применения – опыт семьи Дорошевой Аллы, которая вместе с мамой придумала вопрос к своей любимой сказке для ребят из группы. Дети активно обсуждали вопрос и придумывали свои собственные, создав настоящую «лабораторию мыслей».

Активность ребят была очень высокой, каждый хотел дать свой ответ. Мотивация была такой, что дети начали самостоятельно придумывать вопросы к произведению, зарисовывать их и предлагать сверстникам. Таким образом, была организована настоящая «лаборатория мыслей», в которой каждый ребёнок мог проявить себя.

После таких «Лабораторий» ребята стали приносить свои книги и вопросы, в свободное время или после чтения в группе объединялись в малые группы или пары и придумывали вопросы, которые тут же зарисовывали в виде схем. Так мы сформировали свой банк вопросов для «Лаборатории историй», которые стали предлагать ребятам из других групп, устраивая настоящие флэшмобы по чтению в группе и дома.

Уникальность технологии «Лаборатория историй» в ее простоте, понятности и универсальности. Она легко интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты. Это мощный инструмент развития личности и укрепления семейных связей, объединяющий дом, детский сад, ребенка, взрослого, педагога и родителя в едином образовательном пространстве.

Основываясь на нашей практике, взаимодействие родителей и школы в обучении открывает перед детьми более широкие перспективы для развития и достижения успеха. Мы верим, что наши наработки станут стимулом для ваших инновационных подходов к патриотическому воспитанию и совершенствованию навыков чтения у подрастающего поколения.

Список литературы

1. Юдина Е.Г., Бодрова Е.В. ПРОДЕТЕЙ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Москва, 2019. URL: https://rybakovprokids.org/programma-text (дата обращения: 25.05.2025).

Количество просмотров: 177  

Добавить комментарий

1. Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Использование современных технологий в организации патриотического воспитания в условиях детского сада ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Организация патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: современные подходы и практические рекомендации ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Кубик Блума как средство патриотического развития ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Технология «Лаборатория историй»: патриотическое воспитание через развитие читательской грамотности дошкольников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Развитие межличностных и командных навыков через участие в патриотических проектах ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Сетевой проект нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников с детскими садами России «Калейдоскоп культур России» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Краеведение в детском саду ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Формы патриотического воспитания младших школьников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы