Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова

 
 

Потылицына Евгения Станиславовна,

методист высшей квалификационной категории

МКОУ Чикская СОШ  № 6 имени Д. К. Потапова

Новосибирской области

 

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова

Как педагог дошкольного образования, считаю, что приобщение детей к русской народной культуре является важнейшей частью воспитательного процесса. В условиях глобализации и изменений в обществе сохранение национальной идентичности становится особенно актуальным.

В дошкольных группах «Золушка» при МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова мы создаем условия для знакомства детей с русскими народными традициями, обрядами, ремеслами и фольклором. Одним из ключевых инструментов в нашей работе является музей русской избы – уникальное образовательное пространство, позволяющее детям погружаться в мир традиционного русского быта.

Проблема сохранения национальной культуры среди подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современной системы образования. По данным Министерства культуры РФ (2023), за последние 10 лет интерес к народному творчеству среди молодежи снизился на 40 %. Увеличение потока информации, развитие цифровых технологий и повсеместная урбанизация привели к тому, что дети меньше интересуются традициями своего народа. В результате это приводит к потере культурной идентичности, снижению уровня знаний о традиционных ремеслах, фольклоре, народных праздниках.

При этом, согласно исследованию ВЦИОМ (2022), 72 % родителей считают важным приобщение детей к национальной культуре, но лишь 25 % из них активно участвуют в этом процессе. Опрос педагогов дошкольных учреждений показывает, что 60 % воспитателей отмечают недостаточную осведомленность детей о традиционной культуре, а 55 % сталкиваются с трудностями в организации подобных мероприятий из-за отсутствия методических материалов.

Таким образом, существует объективная необходимость внедрения комплексных программ по приобщению дошкольников к русской народной культуре, которые включают интерактивные формы обучения, музейную педагогику и активное взаимодействие с родителями.

В нашей организации работа по приобщению дошкольников к русской народной культуре ведется комплексно, охватывая все аспекты их развития: познавательный, эмоциональный, эстетический и коммуникативный.

Познавательный аспект:

– Дети знакомятся с традициями, ремеслами, праздниками, историей русского народа.

– Проводятся экскурсии в музей русской избы, где дети узнают о быте предков, пробуют использовать традиционные предметы.

– Чтение русских народных сказок и их последующее обсуждение помогает формировать логическое мышление и расширяет словарный запас.

Эмоциональный аспект:

– Интерактивные занятия позволяют детям прочувствовать атмосферу народных традиций.

– Фольклорные праздники (Масленица, Коляда, Иван Купала) создают позитивные эмоциональные переживания, воспитывают любовь к культуре.

– Дети с удовольствием участвуют в ролевых играх, где они могут представить себя ремесленниками, купцами, крестьянами.

Эстетический аспект:

– Дети знакомятся с народным костюмом, элементами декоративно-прикладного искусства.

– Занимаются росписью по дереву, вышивкой, ткачеством, что развивает художественный вкус и мелкую моторику.

– Изучение русских народных песен и частушек развивает музыкальный слух и чувство ритма.

Коммуникативный аспект:

– Дети учатся работать в коллективе, поддерживать друг друга, совместно выполнять задания.

– Фольклорные игры способствуют развитию социальных навыков, учат соблюдать правила и договариваться.

– Общение с родителями на занятиях помогает укрепить семейные связи и привнести народные традиции в домашнюю жизнь.

Пример занятия: «День в русской избе».

Цель: познакомить детей с бытом русской избы, научить применять знания о народных традициях в повседневной жизни.

Этапы занятия:

Вводная беседа

– Рассказ о традиционном русском доме, его устройстве.

– Дети задают вопросы, что помогает им проявлять любознательность.

Знакомство с экспонатами

– Рассматриваем предметы: самовар, ухват, лапти, рушник, сундук.

– Дети пробуют угадать назначение предметов, что развивает логическое мышление.

Практическая часть

– Показываем, как пользовались прялкой, дети пробуют сами.

– «Праздничный чай» – дети угощаются чаем из самовара, обсуждают традиции чаепития.

Фольклорная минутка

– Разучиваем народные песни и частушки.

– Играем в традиционные русские игры, что развивает ритмику и координацию.

Таким образом, приобщение детей к русской народной культуре – это не только передача знаний, но и формирование личности, воспитание любви к родной стране, уважения к истории и традициям. Работа в дошкольных группах «Золушка» показывает, что такая деятельность способствует развитию творческих, коммуникативных и познавательных способностей детей, укрепляет связь поколений и формирует основу для патриотического воспитания.

Список литературы

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 2022.

2. Смирнова Е.А. Фольклор в воспитании дошкольников. – М.: Педагогика, 2023.

3. Иванова Т.Н. Традиции и обычаи русского народа: педагогический аспект. – Екатеринбург: Академкнига, 2021.

4. ВЦИОМ. Исследование о культурной идентичности детей, 2022.

5. Министерство культуры РФ. Отчет о состоянии народного творчества в России, 2023.

Количество просмотров: 109  

Добавить комментарий

1. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. «Я другой такой страны не знаю»: приобщение дошкольников к национальной культуре как приоритетное направление современного образования ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы