Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова
Как педагог дошкольного образования, считаю, что приобщение детей к русской народной культуре является важнейшей частью воспитательного процесса. В условиях глобализации и изменений в обществе сохранение национальной идентичности становится особенно актуальным.
В дошкольных группах «Золушка» при МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова мы создаем условия для знакомства детей с русскими народными традициями, обрядами, ремеслами и фольклором. Одним из ключевых инструментов в нашей работе является музей русской избы – уникальное образовательное пространство, позволяющее детям погружаться в мир традиционного русского быта.
Проблема сохранения национальной культуры среди подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современной системы образования. По данным Министерства культуры РФ (2023), за последние 10 лет интерес к народному творчеству среди молодежи снизился на 40 %. Увеличение потока информации, развитие цифровых технологий и повсеместная урбанизация привели к тому, что дети меньше интересуются традициями своего народа. В результате это приводит к потере культурной идентичности, снижению уровня знаний о традиционных ремеслах, фольклоре, народных праздниках.
При этом, согласно исследованию ВЦИОМ (2022), 72 % родителей считают важным приобщение детей к национальной культуре, но лишь 25 % из них активно участвуют в этом процессе. Опрос педагогов дошкольных учреждений показывает, что 60 % воспитателей отмечают недостаточную осведомленность детей о традиционной культуре, а 55 % сталкиваются с трудностями в организации подобных мероприятий из-за отсутствия методических материалов.
Таким образом, существует объективная необходимость внедрения комплексных программ по приобщению дошкольников к русской народной культуре, которые включают интерактивные формы обучения, музейную педагогику и активное взаимодействие с родителями.
В нашей организации работа по приобщению дошкольников к русской народной культуре ведется комплексно, охватывая все аспекты их развития: познавательный, эмоциональный, эстетический и коммуникативный.
Познавательный аспект:
– Дети знакомятся с традициями, ремеслами, праздниками, историей русского народа.
– Проводятся экскурсии в музей русской избы, где дети узнают о быте предков, пробуют использовать традиционные предметы.
– Чтение русских народных сказок и их последующее обсуждение помогает формировать логическое мышление и расширяет словарный запас.
Эмоциональный аспект:
– Интерактивные занятия позволяют детям прочувствовать атмосферу народных традиций.
– Фольклорные праздники (Масленица, Коляда, Иван Купала) создают позитивные эмоциональные переживания, воспитывают любовь к культуре.
– Дети с удовольствием участвуют в ролевых играх, где они могут представить себя ремесленниками, купцами, крестьянами.
Эстетический аспект:
– Дети знакомятся с народным костюмом, элементами декоративно-прикладного искусства.
– Занимаются росписью по дереву, вышивкой, ткачеством, что развивает художественный вкус и мелкую моторику.
– Изучение русских народных песен и частушек развивает музыкальный слух и чувство ритма.
Коммуникативный аспект:
– Дети учатся работать в коллективе, поддерживать друг друга, совместно выполнять задания.
– Фольклорные игры способствуют развитию социальных навыков, учат соблюдать правила и договариваться.
– Общение с родителями на занятиях помогает укрепить семейные связи и привнести народные традиции в домашнюю жизнь.
Пример занятия: «День в русской избе».
Цель: познакомить детей с бытом русской избы, научить применять знания о народных традициях в повседневной жизни.
Этапы занятия:
Вводная беседа
– Рассказ о традиционном русском доме, его устройстве.
– Дети задают вопросы, что помогает им проявлять любознательность.
Знакомство с экспонатами
– Рассматриваем предметы: самовар, ухват, лапти, рушник, сундук.
– Дети пробуют угадать назначение предметов, что развивает логическое мышление.
Практическая часть
– Показываем, как пользовались прялкой, дети пробуют сами.
– «Праздничный чай» – дети угощаются чаем из самовара, обсуждают традиции чаепития.
Фольклорная минутка
– Разучиваем народные песни и частушки.
– Играем в традиционные русские игры, что развивает ритмику и координацию.
Таким образом, приобщение детей к русской народной культуре – это не только передача знаний, но и формирование личности, воспитание любви к родной стране, уважения к истории и традициям. Работа в дошкольных группах «Золушка» показывает, что такая деятельность способствует развитию творческих, коммуникативных и познавательных способностей детей, укрепляет связь поколений и формирует основу для патриотического воспитания.
Список литературы
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 2022.
2. Смирнова Е.А. Фольклор в воспитании дошкольников. – М.: Педагогика, 2023.
3. Иванова Т.Н. Традиции и обычаи русского народа: педагогический аспект. – Екатеринбург: Академкнига, 2021.
4. ВЦИОМ. Исследование о культурной идентичности детей, 2022.
5. Министерство культуры РФ. Отчет о состоянии народного творчества в России, 2023.
Количество просмотров: 109 |
Добавить комментарий