Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации

 
 

Рыжкова Светлана Николаевна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 
 
 

Огнева Елена Валерьевна,

инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 
 
 

Бочева Светлана Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации

Одна из наиболее актуальных тем современного образования – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Эти чувства в России во все времена были чертами национального характера.

«Никто не учит маленького человека: Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо воспитать» [13].

Патриотическое воспитание современных детей старшего дошкольного возраста – это не только воспитание любви к семье, родному дому, городу, родной природе, бережного отношения к культурному достоянию своего народа и представителей других национальностей, а также воспитание уважительного отношения к труженику и к результатам его труда, к защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам [12].

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста основана прежде всего на знании психологических особенностей и возрастных возможностей детей этого возраста. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для педагога это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В условиях обновления содержания образования, введения федеральной образовательной программы, внесения изменений в закон об образовании значительно возрос спрос на воспитание духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Исходя из анализа деятельности по данному направлению, в процессе определения актуальности темы данной работы были выявлены следующие проблемы:

1. Недостаточное внимание к развитию у порастающего поколения духовно-нравственных ценностей.

2. Ограниченные познания в области культуры, истории своей Родины.

3. Недостаточность информации по военно-гражданской тематике.

Патриотизм – это социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям. Таким образом, появилась необходимость разработать систему патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

При изучении проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников мы руководствовались федеральной образовательной программой дошкольного образования, основной целью которой является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций[1]. Целью нашего проекта являлось создание системы работы в ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики, а также традиций в детском саду. Для реализации выбранного нами направления нравственно-патриотического воспитания мы поставили следующие задачи:

– создать условия в детском саду для знакомства детей с государственными символами и воспитания уважительного отношения к ним;

– способствовать вовлечению родителей (законных представителей) в мероприятия патриотической направленности; их просвещение о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

– воспитать у детей старшего дошкольного возраста базовые ценности российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России);

– обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

– транслировать среди педагогической общественности положительный педагогический опыт.

Участниками проекта являлись дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), воспитанники МБДОУ д/с № 449, родители (законные представители), члены семей, педагоги, социальные партнеры (Исторический парк «Моя Россия – моя история», Библиотека им. Б. Богаткова, Зоологический Парк им. Р. Шило, МБОУ СОШ № 75). Реализация проекта с 2022 года и по настоящее время продолжает использоваться педагогами в ДОУ как система работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проект реализуется в двух актуальных направлениях:

– музейная педагогика;

– традиционные мероприятия в ДОО.

Основные мероприятия, реализуемые в направлении нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста педагогами и специалистами по музейной педагогике:

1. С 2019 года наш детский сад сотрудничает с Историческим мультимедийным парком «Моя Россия – моя история». Ежемесячно организуются экскурсии и мастер-классы, которые проходят на базе Парка.

2. С 2019 года наш детский сад руководит творческой группой педагогов ДОО Октябрьского района города Новосибирска по направлению «Музейная педагогика», благодаря чему способствует развитию музеев в детских садах, их наполнению и методическим обоснованием.

Реализован сетевой проект по нравственно-патриотическому воспитанию. В детском саду создан комплекс музейных пространств «Истоки», в который включены интерактивное пространство «Природные зоны», интерактивное этнографическое пространство «Русская изба», военно-патриотическое интерактивное пространство «Никто не забыт, ничто не забыто» и познавательное пространство «Космос».

Большое внимание педагогами уделяется традиционным мероприятиям по патриотическому воспитанию детей в ДОО:

– В рамках преемственности со школой в детском саду создана еженедельная традиция поднятия флага РФ и тематические занятия «Разговор о важном».

– Ежегодно проводятся мероприятия в ДОО в соответствии с парциальной программой «С любовью к Родине».

– В музее ежегодно проводятся традиционные мероприятия: Хранитель музея; Дружба народов.

– Фестиваль семейных коллекций «От марки до монеты».

– Выставки, которые ежегодно пополняются. Так была организована выставка, посвященная СВО.

Реализуемая педагогами система в направлении нравственно-патриотического воспитания дошкольников основывается на следующих принципах:

– Содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей дошкольного возраста, а также педагогических работников.

– Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

– Сотрудничество ДОО с семьей.

– Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

– Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

– Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

В работе по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы использовали разнообразные методы, средства, формы работы: тематические занятия, беседы, экскурсии, игры-занятия, презентации, тематические выставки, праздники, сотрудничество с социальными партнерами, сотрудничество с родителями воспитанников, участие в посильном общественно-полезном труде.

Представляем мероприятия, реализуемые творческой группой педагогов в данном направлении:

– Работа в музейном комплексе «Истоки» (Творческие мероприятия, конкурсы, фестивали, выставки).

– Ежегодная социальная акция «Подари вещь в музей».

– Реализация парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «С любовью к Родине».

– Выступление творческого коллектива «Девчата» с детьми на Международном фестивале искусств «Путеводная звезда».

– Экскурсии и мастер-классы на базе Исторического парка «Моя Россия – моя история».

– Проект «Дружба народов».

– Интерактивные занятия в рамках проекта «История Детям. РФ».

– Инсценировки к русским народным сказкам, посвященные дню театра.

– Организация гуманитарной помощи для военнослужащих СВО.

– Тематические занятия с детьми подготовительных групп «Разговоры о важном».

– Беседы, презентации, доклады детей «Достопримечательности города Новосибирска».

– Еженедельная церемония поднятия Государственного флага Российской Федерации.

– Еженедельные занятия в рамках парциальной программы «Любовь к Родине».

– Экологическая акция «Покорми птиц зимой!».

– Сетевой районный конкурс видеороликов торжественной церемонии по подъему Государственного флага Российской Федерации в дошкольных образовательных организациях.

– Поздравление к Всемирному дню спасибо.

– Создание фильма «Спортивные объекты России» в рамках сетевого проекта «В здоровом теле – здоровый дух».

– Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества.

– Проведение народных праздников «Масленица».

– Участие в выборах Президента РФ. Акция «Голосуем всей семьей».

– Ежегодный марафон семейного творчества.

– Тематические занятия к Дню космонавтики «Герои России – покорители космоса».

– Участие танцевальной группы «Девчата» в районном конкурсе «Калейдоскоп талантов».

– Парад, посвященный Дню Великой Победы.

– Мероприятие, посвященное Дню народного единства.

– Экологическое воспитание: Создание огородов на окне, тематические недели «Природа – наш дом!», акция «Разделяй и сохраняй».

Таким образом, мы систематизировали работу по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Данный проект имеет значимость для конкретного учреждения, так как создана система работы, налажено сетевое взаимодействие и создана методическая база для осуществления тематических занятий, праздников, развлечений и акций. Мы считаем, что данный проект может быть реализован в любом другом дошкольном образовательном учреждении с учетом имеющихся условий. Критерием эффективности разработанной нами системы является расширение познания в области культуры, истории своей Родины у детей дошкольного возраста; расширение знаний у дошкольников по военно-гражданской тематике; воспитание у порастающего поколения духовно-нравственных ценностей. Данные выводы основаны на результатах диагностики в социально-коммуникативном, познавательном, речевом и физическом развитии у детей и педагогическому наблюдению.

Библиографический список

1. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: «Федеральная образовательная программа дошкольного образования» [Электронный ресурс]: [Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2018. – № 4. – С. 130-134.

3. Акинина Е. И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. – 2019. – № 3.

4. Анисимова Л. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры / Л.А. Анисимова, О.Н. Борисова, Е.Н. Рамзаева // Грани познания. – 2019. – № 4 (63). – С. 4-6.

5. Батаговская Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с Родиной / Н.Н. Батаговская, Г.В. Беляева, Н.Н. Малявина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XXIV междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 28 октября 2019 г.) – Белгород, 2019. – С. 109-112.

6. Бесхмельницына Л.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников посредством поэзии военной тематики / Л.Ю. Бесхмельницына, В.П. Мухина // Вестник научных конференций. – Тамбов, 2018. – № 5-3 (33). – С. 31-32.

7. Блинова Г. М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта / Г.М. Блинова, Е.Ф. Горохова, А.М. Блинова // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы IV междунар. науч. конф. в рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». (Самара, 15 июня 2018 г.) – Самара, 2018. – С. 220-224.

8. Бобрикова Е. В. Патриотическое воспитание дошкольников посредством развивающих игр / Е.В. Бобрикова, С.Д. Бочарникова, Я.С. Кокуркина // Научные исследования и современное образование: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 02 июля 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2018. – С. 47-50.

9. Вагина Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т.М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4 (14).

10. Вохманова Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с историей Великой Отечественной войны / Е.В. Вохманова, М.А. Карсункина, Н.В. Максимова // Поволжский вестник науки. 2019. – № 3 (13). – С. 60-62.

11. Голубь М. С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников / М.С. Голубь // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 5 (35). – С. 110-117.

12. Ефремова Е. А. Значение патриотического воспитания дошкольников в современном детском саду/Конференция: Современный детский сад / г. Санкт-Петербург, 2015.

13. Замостьянов А. А., Чумаков В. Т. В. А. Сухомлинский в журнале «Народное образование» // Народное образование. 2013. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-a-suhomlinskiy-v-zhurnale-narodnoe-o... (дата обращения: 26.01.2025).

14. Меренкова В. П. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / В.П. Меренкова // Русский мир: проблемы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и пути их решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Донецк, 24 октября 2018 г.) / под общ. ред. С.В. Беспаловой. – Донецк, 2018. – С. 176-178.

Количество просмотров: 191  

Добавить комментарий

1. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. «Я другой такой страны не знаю»: приобщение дошкольников к национальной культуре как приоритетное направление современного образования ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы