Фольклор как средство развития речи у детей с особыми образовательными потребностями
В нашем детском саду есть опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому для нашей коррекционной группы остро стоит вопрос оречевления детей, и вследствие этого педагоги совместно с музыкальным руководителем применяют в своей практике фольклор в качестве способа развития речи у детей с ЗПР и РАС.
Дети с задержкой психического развития характеризуются темповым отставанием развития психических процессов и незрелостью эмоционально-волевой сферы, которые при правильно сформированном обучении и воспитании могут быть преодолены.
Дети с расстройством аутистического спектра характеризуются психическим расстройством, которое проявляется нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации.
Детям с ЗПР и РАС свойственны речевые нарушения, совмещение нескольких дефектов речи. Имеются дифференциации речеслухового восприятия, неразличение смысла отдельных слов, нарушения звукопроизношения, скудность словарного запаса.
Благодаря включению музыкальным руководителем элементов фольклорного жанра, а это песни, пестушки, хороводы, потешки, заклички, поговорки, сказки, загадки, колыбельные песни (во время тихого часа), игры – у детей появляются положительные эмоции, любознательность, интерес к новым познаниям.
Каждое музыкальное занятие для наших детей является своего рода мини-праздником, который дает возможность развития ребенка, раскрытия собственного потенциала, формирования основ художественной культуры в совокупности всех ее важнейших компонентов.
Русские народные праздники также проводятся для наших детей и основываются на следующих принципах:
– устность передачи традиций;
– подлинность традиций;
– поддержание традиций в течение года;
– коллективность творчества;
– выработка стереотипов и клише в нравственно-поведенческом аспекте.
Методы народной культуры при ее воспроизведении (моделировании):
– создание среды традиционной культуры;
– свобода выбора своего творчества;
– построение воспитания, основываясь на календарь;
– использование семьи как источника традиций.
Поэтому педагогические смыслы календарного праздника в работе с детьми с ОВЗ можно определить следующим образом:
– раскрытие творческого потенциала детей;
– развитие навыков коммуникативности;
– облегчение процесса социализации;
– передача и усвоение нравственного опыта и производственного.
В программы наших фольклорных праздников музыкальный руководитель включает все виды народных игр: спортивные, т.е. подвижные, двигательные забавы, познавательные игры и игровые хороводы, игры-развлечения, игры-шутки и т. д. Можно использовать коллективные игры на общение, знакомство (хороводно-игровые «Мурома», «У Еремушки» и т.д.); на соперничество, юмор (хоровод «Селезень утку догонял» и т.д.); на силу и ловкость («Два Мороза», «Пахари и жнецы» и т.д.). В подготовке фольклорного праздника музыкальный руководитель учитывает, что это не спектакль, а большая игра, в которой основной упор делается на инициативу и импровизацию детей. Завершение фольклорного праздника у нашей коррекционной группы проходит четко, ярко, без задержек и с награждением всех участников.
Как показывает практика, основополагающее значение имеют такие методы, как объяснение, показ, моделирование традиционных форм исполнения песен (посиделки, хоровод, встреча весны и др.). Освоение игровых песен дает возможность широкого применения игрового метода.
На примере праздника «Масленица» хотим представить свой опыт работы в коррекционной группе.
Музыкальный руководитель и педагоги готовят праздничное занятие за месяц, чтобы дети с РАС и ЗПР успели подготовиться к торжеству. Педагоги начинают свою деятельность с детьми с ознакомления с темой праздника. Это происходит следующим образом: смотрят картины по теме, просматривают видеоролики, много раз проговаривают новую информацию, затем обсуждают, дети отгадывают загадки, играют по картинкам «Масленица», составленным воспитателями, учат песни, стихи, потешки, подготавливают атрибутику к предстоящему празднику. Музыкальный руководитель рассказывает со своей стороны о празднике, проигрывает с детьми некоторые сценки, песни, игры, воспитывает интерес, уважение и любовь к русским народным традициям, дети знакомятся с русской народной культурой, музыкой, свободно двигаются под русскую народную музыку, импровизируют, происходит обогащение словарного запаса. Дети учатся правильно владеть музыкальными инструментами, запоминают правила поведения на празднике.
Благодаря индивидуальным и групповым занятиям с педагогами и музыкальным руководителем у детей с РАС и ЗПР происходит динамика в проявлении речи. Особенно благоприятно в стимуляции речи играют роль потешки, считалочки, песни, хороводы, так как они легко запоминаются и проговариваются.
Музыкальный руководитель и педагоги тесно сотрудничают с родителями. На Масленицу родители с детьми приносили из дома расписные платки и фотоколлаж о том, как сами создавали соломенную куклу для проводов Зимы и встречи Весны. Также педагоги привлекают родителей к закреплению тем праздников в домашних условиях через создание коллажей, фотовыставок, проявление творческой инициативности в виде рукоделия и так далее.
Таким образом, развитие речи у детей с особыми потребностями происходит через активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора (народные танцы, игры, забавы и т.д.), традиционные народные праздники (Осенины, Масленица, Святки, Ярмарка), самостоятельность, инициативность, импровизационные способности детей.
Количество просмотров: 2277 |
Добавить комментарий