Активные формы обучения в начальной географии

 
 

Усольцева Ольга Васильевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 96 с углубленным изучением

английского языка г. Новосибирска

 

Активные формы обучения в начальной географии

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирование и развитие у школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией. Он должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии, формы и методы реализации образовательных программ.

В своей педагогической практике я использую активные методы обучения. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессах освоения учебного материала на разных этапах урока. Они основаны на практической направленности, игровой деятельности, интерактивности. Активные методы обучения дают возможность каждому ребёнку проявить себя во время урока. Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Активные методы обучения можно подразделить на:

– методы начала урока;

– методы постановки целей, ожидаемых результатов;

– методы организации самостоятельной работы;

– методы рефлексии;

– методы выполнения домашнего задания;

– методы подведения итогов.

В начале урока целесообразно применить метод «Улыбнёмся друг другу». Это забавная игра, когда учащиеся, сидящие рядом, улыбаются друг другу. Такая игра способствует установлению контакта между участниками урока.

При постановке целей урока и ожидаемых результатов возможно применение методов «Мозговой штурм» или «Ассоциации». Например, на доске записана тема урока «Вулканы Земли». Учитель задаёт учащимся вопрос «Какие ассоциации у вас вызывает слово вулканы? Обучающиеся высказывают свои предположения, о чём пойдёт речь на уроке, учитель записывает все ответы учеников на доске, и по ходу работы с темой все записи корректируются, в конце урока делаются выводы. Урок «Рельеф Земли» начинаю с виртуальной экскурсии по красивым местам нашей планеты. После экскурсии задаю вопрос учащимся «Чем отличаются пейзажи, которые мы видим? Как вы думаете, что общего из перечисленного? О чём у нас сегодня пойдёт на уроке речь?

На этапе актуализации знаний использую приём «Что это?». Например, узнайте реки по описанию, определите, к бассейну какого океана они относятся, покажите их на карте.

В своей практике использую приём «Ручеёк». Это приём организации индивидуальной работы с учащимися. По очереди друг за другом обучающиеся называют то, что они уже знают по ранее изученной теме. Это позволяет вычислить, что ученики знают, формируется умение слушать и слышать друг друга.

При изучении нового материала использую приём «Географическая почта». Например, Захар Загадкин получил портфель почтальона и должен разложить открытки с изображениями географических объектов по трём ящикам: географические объекты НСО, географические объекты мира и географические объекты России. Но он не знает, что такое географический объект. Назовите существенные признаки понятия «географический объект» и дайте его определение. Распределите все географические объекты по трём ящикам.

При изучении темы урока «Мировой океан» для перехода от одной части океана к другой использую загадки.

1. Он у моря как язык,

Он берега лизать привык,

И пляж в часы разлива

Он вылизал на диво (залив).

2. Он ведёт из моря в море,

Не широк – всего верста,

И в нём как в школьном коридоре,

И шум, и звон, и теснота (пролив).

При изучении географической карты использую приём «Вспомни силуэт». Его суть заключается в том, что ученик должен узнать географический объект по силуэту, используя контуры островов, морей, рек, озёр.

При изучении нового материала очень часто применяю в своей практике не только видеофрагменты, но и дополнительную литературу. На уроке «Природная среда» использую стихотворение Александра Дементьева «Как на Земле сейчас тревожно». К данному стихотворению предлагается вопрос: какие опасения высказал автор стихотворения. Затем предлагается выполнить творческое задание – подготовить плакат или обращение-призыв на тему «Охрана окружающей среды». Стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из дополнительной научно-популярной и художественной литературы часто используются на уроках, что вносит элемент яркости, новизны, занимательности, способствуя развитию познавательного интереса, побуждая к творчеству.

Интересно и увлекательно осуществляется работа в группах при использовании приёма «Пантомима». Например, при изучении темы урока «Человек и атмосфера» рассматриваем вопрос «опасные явления». Каждая из групп должна показать пантомимой одно явление, остальные должны угадать и рассказать о данном явлении. Учащиеся демонстрируют и знания, и творческую активность. При изучении природных зон использую приём «Географический конструктор». Приём представляет собой определённый вид настольной игры – это набор карточек, посвящённый какой-либо природной зоне. За определённое время ребёнок должен сконструировать из карточек заданную природную зону.

На этапе закрепления знаний использую приёмы «Согласен, не согласен» (читаются утверждения, и учащиеся соглашаются или не соглашаются с ними), «Игровая цель» (представьте, что Вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, но в текст вкрались ошибки, ваша задача – найти их и исправить).

На этапе рефлексии использую следующие методы:

1. «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: «Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой».

2. «Светофор». Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

3. «Острова». На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

В начальном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок различные приёмы и методы активного обучения на разных этапах урока. Это позволяет снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Применение активных методов способствует разнообразному изучению учебных вопросов и проблем, активному взаимодействию учителя и обучающихся, живому обмену мнениями между ними, повышает мотивацию к изучению географии.

Литература

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. – М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 352 с.

3. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 474 с.

4. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов. – М.: Академия, 2004. – 281с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. – 576 с.

6. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2007.

7. Паневина Г.Н. Начальный курс. Технологические карты: 5 класс: методическое пособие – М.: Вентана-Граф, 2014. – 240 с.

Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/01/28/priyomy-refleksii-na-urokakh.

Количество просмотров: 5052  

Добавить комментарий

1. Поликультурное воспитание при обучении английскому языку в старшей школе
2. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности. Проект «Ойконимы Венгеровского района»
3. Формирование и развитие естественно-научной грамотности обучающихся МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская» средствами этнокультурного воспитания
4. Межпредметный подход в реализации контекстного обучения
5. Знакомство с традициями масленичных гуляний
6. Активные формы обучения в начальной географии
7. Организация работы групп подготовки к школе как средство обеспечения качества общего образования
8. Почему необходимо посещать занятия для будущих первоклассников
9. Методические рекомендации на основе анализа результатов ВПР по обществознанию в Новосибирской области в 2022 году по программам 6, 7, 8 классов
10. Формирование системы формата непрерывного профессионального развития учителя ОРКСЭ и ОДНКНР
11. Мониторинг уровня физического развития школьника
12. Проектная деятельность на уроках английского языка как один из способов развития коммуникативных УУД у обучающихся
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы