Парные коммуникации как средство поддержки детской инициативы в работе учителя-логопеда

 
 

Ищенко Елена Александровна,

учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 97 «Сказка» г. Новосибирска

 

Парные коммуникации как средство поддержки детской инициативы в работе учителя-логопеда

Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Ищенко Елена Александровна, работаю учителем-логопедом в 97 детском саду. Сегодня я хотела бы поделиться опытом использования парных коммуникаций в коррекционной работе как средством поддержки инициативы.

Я часто задаю себе вопрос: в чем же заключается задача логопеда? Чему должен научить ребенка логопед? Научить ребенка правильно выговаривать звуки родного языка? Обучить грамоте? Развить грамматический строй речи?

Думаю, что нет. Научить ребенка самостоятельно общаться, проявлять речевую инициативу, использовать речь как средство общения – вот главная задача логопеда. Сразу возникает вопрос: что и как должен сделать логопед, чтобы достичь поставленной задачи? Как выстроить образовательный процесс и какие создать условия, чтобы поддержать инициативу ребенка использовать речь как средство общения. В первую очередь у ребенка должна быть мотивация и потребность в общении, ребенок должен проявить самостоятельную речевую инициативу по отношению к сверстнику. А значит, организованный взрослым образовательный процесс должен быть интересным для ребенка, соответствовать его потребностям и возможностям.

В своей практике я столкнулась с тем, что ребенок, имея достаточно внятное произношение, владея связной речью, зачастую затрудняется проявить инициативу во взаимодействии с детьми, не проявляет речевую активность и не стремится ответить на вопрос, даже зная правильный ответ.

Присутствуя в группе на утреннем сборе, я обратила внимание, что дети, работая в паре, самостоятельно проявляют речевую инициативу по отношению к сверстнику, взаимодействуют между собой, стараются договориться о распределении ролей в диалоге, могут задать вопрос и выслушать своего собеседника.

На подгрупповых же занятиях, во взаимодействии ребенок –взрослый, чаще всего на вопрос логопеда ребенок затрудняется дать развернутый ответ, отвечая, как правило, односложно. А задать вопрос в группе детей ребенок просто отказывается. Также на подгрупповых занятиях дети часто не могут дождаться своей очереди, не выслушивают вопросы и ответы товарищей.

Взяв на вооружение в логопедической работе методику «Парные коммуникации», адаптируя и используя её, смогла решить множество коррекционных задач, а также сформировать у детей способность к проявлению речевой инициативы. Ведь речевая инициатива – это способность ребенка воспринимать, понимать и использовать речь в общении.

Одно из преимуществ методики «Парные коммуникации» – предоставление возможности каждому ребёнку быть активным в роли собеседника, контролера или обучающего в рамках определённых активностей «ухо» – «глаз», «галочка» – «рука». Решая коррекционно-логопедические задачи, направленные на развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты, использую игру «Счетчик и контролер». Детям раздаются карточки с изображениями руки и галочки. Ребенок с «рукой» выполняет роль «счетчика», а ребенок с «галочкой» – «контролера». В этой игре дети используют не монеты или другой игровой материал, а магнитную азбуку, символы звуков (красные, синие и зеленые фишки). «Контролер» предлагает «счетчику» задание к выполнению и контролирует правильность выполнения. Формулируя задание, например: «Выложи пять гласных звуков», ребенок проявляет речевую инициативу, а создавая свои новые высказывания, развивает связную речь.

Также в рамках этой игры можно проводить дифференциацию звуков. «Контролер» предлагает «Счетчику» задание – разделить на группы все картинки, названия которых содержат заданные звуки. «Контролер» проверяет правильность выполнения задания. Исполняя роль «Контролера», ребенок проявляет инициативу в выборе заданий, проявляет активную самостоятельную речь, направленную на взаимодействие со сверстником, рефлексирует собственные знания, осуществляет контроль без помощи взрослого. Дети, работающие в парах, обучают сами себя, коррекционная работа превращается в игру, а логопед лишь контролирует процесс. Таким образом, предоставив возможность детям действовать самостоятельно и независимо, педагог поддерживает инициативу детей. А овладев навыком рефлексии ситуации, в группе ребенок вступает в контакт со сверстником, овладевает умением слушать и воспринимать информацию партнера.

В процессе коррекционной работы дети часто теряют интерес к выполнению артикуляционной гимнастики. Повысить мотивацию, самостоятельность детей к выполнению артикуляционной гимнастики возможно, если ребенок окажется в роли учителя или ученика. В своей работе использую упражнение «Зеркало»: один участник выполняет артикуляционные упражнения или показывает упражнение на картинке, второй участник старается точно их повторить. Ребенок смотрит в зеркало не только сам на себя, но и на друга, стремится осознано сделать упражнение правильней, видя перед собой реальный пример сверстника.

На этапе автоматизации звуков работа в парах очень удобна. Обычно дети не замечают ошибки в своей речи, но обращают внимание на ошибки в речи сверстников. В игре «Попугай» один ребенок произносит слова по картинкам с автоматизируемым звуком. Второй ребенок как можно быстрее и правильней повторяет слова, затем участники могут поменяться ролями. Ребенок, подражая другому, пытается добиться правильного произношения. Затем участники могут поменяться ролями.

В процессе таких игр дети учатся замечать и исправлять свои ошибки и ошибки собеседника, упражняются в умении самостоятельно наблюдать за собой и за другим ребенком, сравнивать свое произношение и произношение напарника, действовать, добиваться поставленной цели. Как известно, легко запоминается и сохраняется то умение, в котором ребёнок что-то сделал сам. А если ребенок сделал сам, это и есть проявление его инициативы.

На подгрупповых занятиях дети часто не могут дождаться очереди ответить, не слушают ответы товарищей. Работа в малых группах в этом случае является одним из лучших решений: все дети принимают участие в выполнении задания, учатся договариваться, слушать товарища. Работа в малых группах сплачивает детей, и каждый ребенок чувствует себя членом команды. Застенчивые дети ощущают некую защищенность, поддержку. Лидеры учатся сочувствию, доброжелательности, взаимопомощи. Формат такой активности, как правило, использую для отработки навыков звукового анализа. Материалом для игры являются карточки с изображениями на обеих сторонах. На белой стороне изображен предмет, например, «арбуз», на желтой стороне – буква. Ребенок говорит «У меня арбуз, первый звук А», кладет карточку и спрашивает, у кого буква А. Тот ребенок, у которого есть карточка с буквой А на желтой стороне, отвечает «У меня буква А», переворачивает карточку, называет название своей картинки и выделяет первый звук в её названии.

Так продолжается, пока все дети не выделят звуки в своих словах, а другой участник не найдет эту букву на своей карточке. В таком виде деятельности дети объединены решением общей задачи, которую обсуждают, находят правильное решение, оказывают помощь партнеру своей группы, который испытывают затруднения. Впоследствии ребенок переносит полученный опыт взаимодействия в игровую деятельность. В результате в игре дети проявляют активный интерес к сотрудничеству, могут договориться, распределить обязанности, принимать совместные решения, соблюдать правила. Работа в парах, в малых группах позволяет мне, незаметно для ребенка, провести диагностику усвоения того или иного понятия.

Использование «Парных коммуникаций» в работе логопеда помогает решить не только ряд коррекционных задач, а также развить способность детей к проявлению речевой инициативы и не только… Дети учатся самостоятельно наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, а это и значит проявлять инициативу. Главное правило поддержки детской инициативы – не делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Согласно принципу интериоризации, каждая способность ребенка сначала появляется в коммуникации с другими детьми, и лишь затем становится индивидуальным приобретением ребенка.

Таким образом, «парные коммуникации» предоставляют возможность для ребенка действовать самостоятельно в коммуникации с другими детьми, что является основой для поддержки детской инициативы.

Список литературы:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей» Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова.

Количество просмотров: 3322  

Добавить комментарий

1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках вариативной программы «Театральный калейдоскоп»
2. Как воспитать гражданина Российской Федерации в старшем дошкольном возрасте
3. Воспитательные практики дошкольного учреждения
4. Шаги к позитивному родительству
5. Предупреждение ДДТТ через организацию проектной деятельности с дошкольниками
6. Использование нетрадиционных форм проведения педсоветов как одно из средств активизации педагогов ДОУ
7. Работа с нетрадиционными техниками рисования в современной образовательной организации
8. Развитие пространственно-временной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста как необходимый навык готовности ребенка к школе
9. «День черкесского костюма»: воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников
10. Эффективные практики воспитательной работы в дошкольной образовательной организации
11. Готовимся к школе вместе
12. Знакомим детей с профессиями
13. Парные коммуникации как средство поддержки детской инициативы в работе учителя-логопеда
14. Музыкальное развитие старших дошкольников посредством народного фольклора и танцев
15. Сенсорное развитие детей раннего возраста
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы