Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках вариативной программы «Театральный калейдоскоп»

 
 

Панкова Оксана Алексеевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 
 
 

Морковина Елена Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках вариативной программы «Театральный калейдоскоп»

Я от души хотел бы быть любезным,

но моя глупая застенчивость так велика,

что нередко я выгляжу как человек полный высокомерия,

хотя меня всего лишь сковывает злосчастная моя неловкость.

Д. Остин (британский философ)

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Работая в детском саду, мы заметили следующую тенденцию: стихи на праздниках, роли в сценках и мини-спектаклях предлагают в основном очень активным и уверенным в себе детям, а застенчивые почти всегда остаются в тени.

Театрализованная деятельность дает материал для самых разнообразных видов детского творчества. В процессе работы над каким-либо спектаклем (большим или маленьким) дети импровизируют или инсценируют готовый литературный материал. Зная об огромных возможностях театрализованной деятельности, мы решили попробовать ее в работе по преодолению робости, застенчивости. Для начала познакомились с некоторыми программами по театрализованной деятельности (Л. Л. Штукатурова «Театр и дети», Т. А. Стряпчева «Мы играем в театр», Е. Х. Афанасенко «Детский музыкальный театр»). Изучив специальную литературу, мы выбрали для себя такую стратегию: стараться задействовать каждого ребенка в группе. Дать всем роли, пусть они будут даже эпизодические.

В группе создали необходимую развивающую предметно-пространственную среду. Имеется уголок ряженья, уголок театрализации, где есть атрибуты для игр, ширма, разные виды театров. Оборудована зона для обыгрывания сюжетно-ролевых игр, составлены картотеки театрализованных игр, скороговорок и чистоговорок, картотека мнемотаблиц, игр-драматизаций, этюдов.

На основе исследуемой литературы и в соответствии с тематическим планом ДОУ была составлена рабочая программа по театрализованной деятельности «Театральный калейдоскоп» на три года, начиная со средней группы.

При выборе репертуара мы исходим из нескольких критериев:

– выполнение задачи реализации воспитательной функции театрального искусства;

– соответствие возрастным особенностям дошкольников;

– принимается во внимание уровень личностного развития детей группы;

– спектакль должен содействовать активному творческому росту каждого актера;

– были ли знакомы дети с этим произведением раньше;

– участие всех детей в постановке.

Проговаривание скороговорок превращается в фольклорный праздник с народными играми и хороводами. Каждому ребенку достается скороговорка.

Чтение сказок в нашей группе – это ежедневное занятие. Оно всегда сопровождается просмотром иллюстраций, часто в разных изданиях. Обращаем внимание детей, как по-разному может выглядеть каждый персонаж. В средней группе любимые книги – это народные сказки, произведения Маршака, Чуковского, стихи Токмаковой. Мы делали постановки по сказкам «Колобок», «Теремок», Ирины Токмаковой «Кукареку», Владимира Сутеева «Кто сказал мяу?».

Со старшей группы читаем длинные произведения: Алексей Толстой «Буратино», Александр Волков «Волшебник Изумрудного города», Ирина Токмакова «Аля Кляксич и буква А», Андрей Усачев «Чудеса в Дедморозовке». После прочтения книги Усачева дети сами проявили инициативу показать эту сказку родителям, потому что не все родители знали сказки этого автора.

Новогоднее украшение зала подсказало постановку спектакля по сказу Бажова «Серебряное копытце». Кроме главных героев в спектакле принимали участие «хозяйские дети», станцевавшие веселый танец, «метель» и «вьюга», засыпавшие снегом избушку.

Все дети любят произведения Корнея Чуковского, многие знают сказки наизусть. И мы поставили спектакль «Федорино горе», каждому ребенку нашлась роль, даже не пришлось переделывать авторский текст.

Один из любимых наших авторов – Олеся Владимировна Емельянова, детский писатель, драматург, она не только придумывает свои сказки, но и создает инсценировки по произведениям классиков. Замечательная сказка «В организме у лентяя», чтобы задействовать всех детей группы, мы разделили роль одного органа на двоих детей.

Хотим обратить внимание на социальное партнерство нашей группы. В прошлом учебном году к нам в гости приходил замечательный новосибирский сказочник, автор Городовичка и Обинушки Владимир Шамов. Огромное впечатление произвел он на детей – живой сказочник. Мы сотрудничаем с библиотекой Ярослава Гашека, ходим в гости, а они приходят к нам с викторинами и играми. К нам в детский сад приезжают профессиональные театры кукольные и актерские. Мы с детьми совершаем мини-экскурсии в закулисье этих театров и общаемся с актерами. Не только выездные театры радуют наших детей, но и спектакли, показанные силами сотрудников детского сада.

Главные социальные партнеры – это, конечно, родители. Они у нас самые благодарные зрители, костюмеры и декораторы. Когда к нам приходит следующий набор детей, при рассказе о нашем кружке мы организуем кукольный спектакль силами родителей. Многие становятся актерами первый раз в жизни и радуются этой премьере. Кроме того, мы регулярно разрабатываем буклеты для активизации родительской инициативы, предлагаем чаще ходить с ребенком не только в кино, но и в театры. Если ребенок ходил в театр, обязательно обсуждаем его впечатления всей группой.

Хочется рассказать о переосмыслении сказок с каждым набором детей. Например, спектакль «Буратино» мы показывали как в классическом варианте, направленном на соблюдении «Декларации прав ребенка», так и в музыкальном варианте – сказке по правилам дорожного движения «Буратино в большом городе».

Еще одна форма, применяемая нами в кружковой деятельности, – это «Живая газета». Темы репортажей: ОБЖ «Осторожно! Огонь», «Правила дорожного движения», экология «Чистый город», «Пищевые цепочки в природе», валеология «Полезные продукты».

Хотим рассказать о «Литературных гостиных» по временам года, на которых дети читают стихи русских классиков, наслаждаются музыкой великих композиторов, рассматривают картины знаменитых художников. Очень интересный был результат, когда после Гостиной дети смогли прочитать наизусть не только стихи, которые рассказывали сами, но и стихи других детей.

Таким образом, театрализованная деятельность дошкольника погружает ребенка в сказку, развивается эмпатия – чувство сопереживания к персонажу. Повышается мыслительная активность. Совершенствуется и развивается речь, монологовая и диалоговая. Развивается семантическая обработка речи, то есть способность извлекать из речи смысл. Выявляются потенциалы творческих способностей. Совершенствуется память и концентрация внимания. Создается положительный эмоциональный настрой, решаются конфликтные ситуации через игру. Мозг ребенка работает, структурируя полученную информацию. Дошкольный возраст – критический для развития мозга ребенка, и наша задача – помочь каждому.

Роль воспитателя при организации театральной деятельности очень высока. Наша личная культура, художественный вкус, профессионализм во владении режиссерской профессией, понимание специфики детского коллектива, обширные знания в области искусства, постоянная необходимость пополнять собственные художественные впечатления – эти качества невероятно важны. Только наша увлеченность литературным материалом позволяет разбудить вдохновение у каждого актера.

Список литературы

1. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968.С. 220-221.

2. Некрасова Л. М. Театр как вид искусства и его возможности в воспитании школьников // Педагогика искусства. 2007. № 1.

3. Штукатурова Л. Л. Театр и дети. – Курган: ИПКиПРО, 2007.

4. Афанасенко Е. Х. Детский музыкальный театр. 2009.

Количество просмотров: 3297  

Добавить комментарий

1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках вариативной программы «Театральный калейдоскоп»
2. Как воспитать гражданина Российской Федерации в старшем дошкольном возрасте
3. Воспитательные практики дошкольного учреждения
4. Шаги к позитивному родительству
5. Предупреждение ДДТТ через организацию проектной деятельности с дошкольниками
6. Использование нетрадиционных форм проведения педсоветов как одно из средств активизации педагогов ДОУ
7. Работа с нетрадиционными техниками рисования в современной образовательной организации
8. Развитие пространственно-временной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста как необходимый навык готовности ребенка к школе
9. «День черкесского костюма»: воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников
10. Эффективные практики воспитательной работы в дошкольной образовательной организации
11. Готовимся к школе вместе
12. Знакомим детей с профессиями
13. Парные коммуникации как средство поддержки детской инициативы в работе учителя-логопеда
14. Музыкальное развитие старших дошкольников посредством народного фольклора и танцев
15. Сенсорное развитие детей раннего возраста
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы