Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе
В настоящее время трудно представить мир без цифровых технологий. Они плотно вошли в нашу жизнь и во многом облегчили её. Но они имеют и негативное влияние, одним из проявлений которого является уменьшение внимания к чтению. Обучающиеся пользуются в основном игровыми и видеосервисами, а чтение книг кажется им скучным занятием. Это ведёт к уменьшению интереса к читательской деятельности, что влияет в свою очередь, на читательскую грамотность обучающихся и интеллектуальное развитие в целом. Умение читать остаётся наиважнейшим навыком.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Существует проблема снижения читательского потенциала у российских школьников по мере их взросления. Это подтверждается двумя авторитетными международными исследованиями: PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) и PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста).
Среди новых форм продвижения литературы в последнее время всё активнее заявляет о себе технология «Буктрейлер». Видеороликов, созданных по мотивам книг, все больше и больше в Интернете. Яркие зрительные образы, быстрота смены картинки, краткость вызывает интерес у обучающихся.
Буктрейлер – это короткий видеоролик, который включает в себя особенно яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. С помощью буктрейлера можно воплотить самые смелые творческие идеи и рассказать всему миру о своей любимой книге, любимом писателе, о любимой стране, городе, поселке, самых необычных и уникальных местах, памятниках архитектуры и искусства; анонсировать интересную выставку или спектакль.
Классификация буктрейлеров по содержанию (Ю.В. Щербинина):
1) повествовательные (представляют эпическую сторону, основу сюжета);
2) атмосферные (передают настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
3) концептуальные (транслируют ключевые идеи, общие смыслы текста).
Педагогическое использование буктрейлеров реализуется в двух основных формах:
1) просмотр и обсуждение готовых видеороликов;
2) самостоятельное создание и представление вербально-визуальных продуктов.
В первом случае педагог сам создаёт буктрейлер для привлечения внимания обучающихся к книге. Также он может использовать буктрейлеры, которые выполняли ранее дети.
Во втором случае технология «Буктрейлер» может использоваться для проверки освоения обучающимися материала. После прочтения произведения, прохождения раздела или учебника детям предлагается сделать буктрейлер. Также можно предложить обучающимся рассказать о своей любимой книге с помощью данной технологии.
Важная составляющая читательской грамотности – умение анализировать тексты, понимать их смысл. А создание буктрейлера способствует этому. Таким образом, на уроках литературного чтения все прочнее закрепляется в качестве особой разновидности медиатекста, являющего одновременно и предметом изучения, и обучающим средством. Поэтому педагогам необходимо активно осваивать буктрейлеры в своей практике. Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество.
Этапы создания буктрейлера в видеоформате:
– выбор художественного произведения для создания буктрейлера;
– составление аннотации-сценария к ролику (10-15 предложений);
– подбор иллюстраций, видеоматериала: по одному кадру к коротким предложениям, по два-три к длинным;
– формулировка заголовка буктрейлера – основной идеи книги;
– запись необходимого аудиоматериала (голос, звуки, музыка);
– объединение имеющихся визуальных и аудиоматериалов в единый ролик, используя соответствующее ПО;
– просмотр получившегося буктрейлера, при необходимости внесение исправлений;
– представление своего проекта аудитории (классу).
При отсутствии возможности использовать формат видео, можно сделать буктрейлер в качестве презентации, которую можно наполнить аудио, видеоматериалами, фотографиями и др.
Буктрейлер предполагает включение различного материала. Но при этом важно учитывать следующее:
Объём материала. Обилие информации, тем и героев могут сбить потенциального читателя с толку и запутать его, а подробное изложение сюжета отобьет желание читать книгу.
Длительность. Мало кому захочется смотреть видео о книге дольше двух-трех минут, какой бы хорошей не была книга.
Уместность материала. Красивые и загадочные, но бессодержательные цитаты, которые не несут никакого смысла и оставляют читателя равнодушным. Цитата должна содержать идею или яркий образ, которые перекликаются с сюжетом книги.
Качество материала. Не используйте изображения и эффекты низкого качества и нечитаемые сложные шрифты.
При создании буктрейлера обучающийся не только показывает знание произведения, умение ориентироваться в нём и выделять главное. Он проявляет свои творческие способности, умение работать с различными программами, что уже говорит о развитие цифровой грамотности.
Технология «Буктрейлер» является одним из средств повышения мотивации к чтению. Данная технология также помогает развивать читательскую грамотность обучающихся, так как при её использовании необходимо работать с информацией. Она даёт возможность проявить свои творческие способности, выразить своё понимание художественного произведения с помощью видеоряда, музыкального сопровождения, самостоятельно составленной аннотации. А педагогу позволяет проверить уровень усвоения материала, развивать читательскую грамотность детей и привить интерес к чтению.
Список литературы:
1. Гущина Д. Буктрейлер – рекламный «фильм» о книге / Д. Гущина. [Электронный ресурс]: http:// school-of-inspiration.ru/buktrejler-reklamnyj-film-o-knige.
2. Лукашенко Н.С. Современные инструменты мотивации к профессиональному росту педагога в системе повышения квалификации / Н.С. Лукашенко // Молодой исследователь: вызовы, поиски и перспективы развития российского образования: материалы XX Международной научно-практической конференции аспирантов и молодых исследователей (Москва, 4 апреля 2017 г.). Москва: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2017. С.144-148.
3. Морозова В.Ф. Буктрейлер – современный способ продвижения книги в библиотеке: методические рекомендации / В.Ф. Морозова. Петрозаводск: ДЮБ РК, 2014.
4. Шидер Т.В. Актуальность буктрейлера в образовании / Т.В. Сорокина. [Электронный ресурс]. URL: https://mcoip.ru/blog/2022/01/16/buktrejler/.
5. Щербинина Ю.В. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России / Ю.В. Щербина // Вопросы литературы. 2012. № 3. С. 146-165.
Количество просмотров: 2112 |
Добавить комментарий