Профилактические принципы цифровой образовательной среды
С 1 января 2019 года в рамках национального проекта «Образование» в общеобразовательных организациях реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [1]. Ведётся работа по оснащению школ современным оборудованием, развитию цифровых сервисов и контента. Как отмечают руководители проекта, к концу 2024 года в учебных заведениях должны быть созданы условия современной и безопасной цифровой образовательной среды (ЦОС), обеспечивающие формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у учащихся через обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры, а сам процесс обучения должен стать более гибким и интересным [2].
Без всякого сомнения, обучение с использованием цифровых средств обучения существенно расширяет возможности образования: снимает временные и пространственные ограничения, расширяет коммуникативную сферу учеников, помогает детям построить индивидуальную образовательную траекторию, решает некоторые психологические проблемы учеников [3].
По мнению экспертов в области педагогики, информационные технологии улучшают проведение практических и лабораторных занятий не менее, чем на 25-30 %. Успеваемость повышается от 0,5 до 1,0 балла [4-5]. В школах создаются классы ЦОС. К ним относятся не только кабинеты информатики, но и математики, физики, русского языка и литературы, химии, черчения и др. В учебном процессе стали применяться цифровые средства обучения (ЦСО): для каждого ученика выдаются нетбуки, компьютерные или графические планшеты, шлемы или очки виртуальной реальности, букридеры [6].
Как любая среда имеет положительные и неблагоприятные стороны, так и в ЦОС существуют риски, позволяющие нанести вред здоровью молодому поколению. Автор статьи предлагает остановиться на некоторых из них.
Соблюдение режима учебного процесса с использованием ЦСО является одним из главных принципов сохранения здоровья учащихся. Как показывают гигиенические исследования, нерациональный режим учебной работы вызывает выраженное утомление организма детей и подростков. Поэтому уроки с ЦСО должны выстраиваться таким образом, чтобы они чередовались с уроками, где доминирует компонент двигательной активности или с уроками, где ЦСО не используются для предотвращения развития утомления.
В настоящее время цифровой контент разрабатывается и внедряется в систему общего образования без учёта каких-либо гигиенических требований к безопасности для здоровья учащихся и не проходит соответствующей экспертизы со стороны органов Роспотребнадзора [7]. Важно помнить руководителям образования, что все виды представления учебной информации требуют физиолого-гигиенической оценки перед их внедрением в педагогический процесс. Это объясняется тем, что информационный фактор (например, в виде видеороликов, слайд-шоу, графических изображений, интерактивных схем и моделей) может по-разному воздействовать на функциональное состояние организма ребёнка.
Структурной единицей образовательного пространства в школе является учебное место. Оно должно быть удобным, рационально организованным и поддерживать работоспособность учащихся во время учебного дня [8-9]. Неправильная организация места способствует развитию астенопии или зрительного утомления, а также происходит превышение адаптационных возможностей организма ребёнка, что ведёт к возникновению функциональных отклонений и заболеваний. Анализируя исследования, касающиеся данного вопроса, отметим следующее: преимущественное отклонение суставных углов от рекомендуемых значений в сторону сгибания характерно для лучезапястного, коленного и голеностопного суставов, а в сторону разгибания – для локтевого сустава. Для головы, шеи и туловища чаще всего наблюдается избыточный наклон вперёд [8]. Возникает вопрос: почему? Причиной является нерациональная регулировка парт и стульев, неиспользование подставок для нижних конечностей, а также ношение обуви, не способствующей поддержанию оптимального угла в голеностопном суставе. Неправильное положение нижних конечностей оказывает необоснованное давление на мышцы спины, а также снижается циркуляция кровотока. Вместе с этим необходимо не забывать про подставку для запястья рабочей руки при занятии с ЦСО. Подставка позволяет удерживать запястье в комфортном положении, тем самым предотвращает сдавливание нерва и нарушение кровообращения кисти, избавляя от появления туннельного синдрома запястья [10]. Если заболевание прогрессирует, то может развиться невропатия локтевого нерва [11].
Как показывают гигиенические наблюдения, динамические паузы на уроках в виде упражнений двигательной активности, а также гимнастика для глаз в классах основной и средней школы педагогами не организуется. Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает развитие утомления. Динамические паузы на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень настроения учащихся и снимают статические нагрузки.
Резюмируя статью, необходимо отметить, что на данный момент отсутствуют единые гигиенические подходы к безопасному обучению детей и подростков в условиях ЦОС, а также остаётся незавершённым формирование гигиенических регламентов использования ЦСО на уроках. При написании паспорта проекта «Цифровая образовательная среда» не учитывались основные медико-профилактические принципы, позволяющие минимизировать риски отрицательного влияния на состояние здоровья учащихся, что вызывает сожаление у гигиенистов. Поэтому конструктивная межведомственная работа позволит сохранить здоровье молодого поколения и минимизировать появление школьно-обусловленных заболеваний.
Литература
1. Указ Президента России от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Режим доступа:https://krmbou2.gosuslugi.ru/netcat_files/194/3258/Pasport_federal_nogo_...
3. Мухаметзянов И.Ш. Педагогико-эргономические и медико-психологические условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среды. Управление образованием: теория и практика. 2015. №2. С. 70-83.
4. Николаева И.А. Особенности восприятия информации подростками, обучающимися в сфере дополнительного образования. Человеческий капитал. 2020. № 5. С. 217-229.
5. Халфина Р.Р. Психофизиологические особенности умственной работоспособности и утомления пользователей компьютерами. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55. С. 323-328.
6. Горбаткова Е.Ю. Роль гигиенического обучения и воспитания в системе сохранения и укрепления здоровья студентов вузов. Гигиена и санитария. 2023. № 2. С. 162-168.
7. Кучма В.Р. Цифровая трансформация образования: гигиенические проблемы и пути решения. Развивая вековые традиции, обеспечивая «Санитарный щит» страны: Материалы XIII Всероссийского съезда гигиенистов, токсикологов и санитарных врачей с международным участием, посвященного 100-летию основания Государственной санитарно-эпидемиологической службы России, Москва, 26–28 октября 2022 года. – Мытищи: Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, 2022. – С. 28-31.
8. Абляева А.В. Эргономика рабочих мест в школе как важный фактор сохранения здоровья подростков. Медицина труда и промышленная экология. 2020. № 60. С.707-709.
9. Саргош О.Д. Гигиеническое нормирование школьной мебели как составляющая парадигмы профилактики нарушения осанки ребёнка. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 2. С.91-96.
10. Белова Н.В. Актуальные вопросы диагностики и лечения карпального туннельного синдрома. Эффективная фармакотерапия. 2022. № 10.С. 46-50.
11. Cartwright M.S. Evidence-based guideline: neuro-muscular ultrasound for the diagnosis of carpal tunnel syndrome. Muscle Nerve. 2012. № 46. P. 287-293.
Количество просмотров: 1557 |
Добавить комментарий