Наставничество как основа профессионального развития педагога
Лучший способ сохранить знание –
это поделиться им с другими.
Карл Густав Юнг
В настоящее время наставничество играет ключевую роль в формировании нравственных ценностей, развитии профессиональных навыков и личностном росте молодого педагога.
Как правило, профессиональная адаптация молодых педагогов имеет большое значение для эффективности их работы. Процесс адаптации может включать различные методы и стратегии, которые напрямую зависят от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. Проблема наставничества актуальна на сегодняшний день, так как молодые специалисты приходят в детский сад неохотно. С чем это связано?
Особенностью труда молодых специалистов является то, что они с первого дня выполняют те же самые обязанности, что и воспитатели с многолетним стажем, а также несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Очень часто это пугает молодых педагогов. Молодым специалистам часто не хватает практического опыта и уверенности в своих навыках. Таким образом, нужно создать условия и поддержку молодому специалисту, способствующие снижению проблем адаптации и дальнейшему вхождению в профессиональную деятельность.
Важно отметить, что успешное наставничество требует от наставника не только глубоких профессиональных знаний, но и навыков коммуникации, умения находить индивидуальный подход к каждому молодому специалисту, тем самым помогая сформировать нужные компетенции, адаптироваться к работе, выработать индивидуальный подход, реализовать свои таланты и идеи.
В нашем дошкольном учреждении при переходе групп с общеразвивающей направленности на группы комбинированной направленности также была создана группа педагогов-наставников. Опытные педагоги-стажисты, используя свой многолетний опыт работы, осуществляли поддержку и совместно планировали работу по утвержденному плану.
Можно отметить, что одной из наиболее продуктивных форм работы педагога-наставника являются индивидуальные консультации, которые позволяют установить доверительные отношения и углубить понимание потребностей молодого воспитателя. В ходе таких консультаций педагоги-стажисты, предлагая молодому педагогу использование различных эффективных образовательных ресурсов и технологий обучения, знакомили с особенностями воспитательно-образовательного процесса и основными требованиями к его организации. А также осуществляли помощь в разработке плана саморазвития, оказывали содействие в составлении календарных и перспективных планов на основании ООП ДОУ в соответствии с возрастными особенностями детей. Для организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физического развития, обеспечивали поиск новых методов и подходов. В том числе были предложены разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий полноценного развития детей в дошкольном учреждении. Кроме того, были использованы обучающие семинары, тренинги, что позволило собрать молодых воспитателей в группу, где они могли делиться опытом, учиться друг у друга и развивать навыки воспитания.
Ключевым аспектом в работе наставника также является использование метода моделирования, который подразумевает привлечение наставником молодого воспитателя к совместной деятельности, где последний может наблюдать и изучать модельные проявления профессионализма и качественного воспитания. В процессе моделирования наставник ставит перед собой задачу сделать молодого воспитателя активным участником с плавным переходом от наблюдения к совместной практике. Немаловажным является использование метода рефлексии, который позволяет молодому воспитателю осознать и проанализировать свои действия и опыт. Наставник помогает молодому педагогу выявить сильные и слабые стороны, а также разработать планы и стратегии для собственного развития и профессионального роста.
Следовательно, использование различных форм и методов наставничества является ключевым фактором в успешной профессиональной эволюции молодого педагога. Индивидуальные консультации и коллективные тренинги, ситуативный анализ (решение кейсов), деловые игры, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей занятий позволяют создать благоприятную обучающую среду, а методы моделирования и рефлексии стимулируют активное вовлечение молодого воспитателя в процесс развития. Эффективное наставничество может быть достигнуто, если молодой воспитатель будет активно участвовать и углубляться в образовательный процесс.
Для самого же педагога-наставника это действенный способ развития своих профессиональных компетенций: участие в профессиональных педагогических конкурсах, конференциях, вебинарах, мастер-классах, использование инновационных технологий, а также собственное профессиональное развитие и карьерный рост.
Таким образом, когда опытный педагог становится наставником, он должен уметь эффективно общаться и устанавливать доверительные отношения с молодыми коллегами. Этот процесс требует умения выслушивать, учиться и адаптироваться к потребностям начинающих педагогов. В свою очередь, молодым специалистам наставничество обеспечивает возможность обращаться за поддержкой, советами, дает возможность почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильном выборе профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом.
Внедрение программы наставничества как инструмента успешного взаимодействия с молодыми педагогами в нашем дошкольном учреждении обеспечило поддержку опытных коллег и обеспечение непрерывного профессионального образования молодых педагогов. Она создает прочную профессиональную культуру в дошкольной образовательной организации и является эффективным инструментом сплочения педагогического коллектива.
Считаю, что взаимодействие педагогов, основанное на наставничестве, способствует совместному поиску новых подходов и исследованию лучших практик, что создает условия для повышения качества образования в целом. Ведь наставничество – это не просто передача социального опыта, а передача социального капитала.
Список литературы:
1. Лучшие практики наставничества в образовательных организациях: сборник методических материалов / Е. В. Чуприкова, К. С. Лагода, Е. А. Фатнева; под ред. Е. Н. Мясищевой. – Белгород: БелИРО, 2021. – 124 с.
2. Лидхем Мелвилл. Коучинг и наставничество. Практические методы обучения и развития / Лидхем Мелвилл, Эрик Парслоу. – Издательство «Библос», 2020. – 448 с.
3. Бережнова О.В. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада / Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Методическое пособие. – М.: Цветной мир, 2015. – 136 с.
Количество просмотров: 4386 |
Добавить комментарий