Наставничество как основа профессионального развития педагога

 
 

Киризвас Ольга Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 347 «Ладушки» г. Новосибирска

 

Наставничество как основа профессионального развития педагога

Лучший способ сохранить знание –

это поделиться им с другими.

Карл Густав Юнг

В настоящее время наставничество играет ключевую роль в формировании нравственных ценностей, развитии профессиональных навыков и личностном росте молодого педагога.

Как правило, профессиональная адаптация молодых педагогов имеет большое значение для эффективности их работы. Процесс адаптации может включать различные методы и стратегии, которые напрямую зависят от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. Проблема наставничества актуальна на сегодняшний день, так как молодые специалисты приходят в детский сад неохотно. С чем это связано?

Особенностью труда молодых специалистов является то, что они с первого дня выполняют те же самые обязанности, что и воспитатели с многолетним стажем, а также несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Очень часто это пугает молодых педагогов. Молодым специалистам часто не хватает практического опыта и уверенности в своих навыках. Таким образом, нужно создать условия и поддержку молодому специалисту, способствующие снижению проблем адаптации и дальнейшему вхождению в профессиональную деятельность.

Важно отметить, что успешное наставничество требует от наставника не только глубоких профессиональных знаний, но и навыков коммуникации, умения находить индивидуальный подход к каждому молодому специалисту, тем самым помогая сформировать нужные компетенции, адаптироваться к работе, выработать индивидуальный подход, реализовать свои таланты и идеи.

В нашем дошкольном учреждении при переходе групп с общеразвивающей направленности на группы комбинированной направленности также была создана группа педагогов-наставников. Опытные педагоги-стажисты, используя свой многолетний опыт работы, осуществляли поддержку и совместно планировали работу по утвержденному плану.

Можно отметить, что одной из наиболее продуктивных форм работы педагога-наставника являются индивидуальные консультации, которые позволяют установить доверительные отношения и углубить понимание потребностей молодого воспитателя. В ходе таких консультаций педагоги-стажисты, предлагая молодому педагогу использование различных эффективных образовательных ресурсов и технологий обучения, знакомили с особенностями воспитательно-образовательного процесса и основными требованиями к его организации. А также осуществляли помощь в разработке плана саморазвития, оказывали содействие в составлении календарных и перспективных планов на основании ООП ДОУ в соответствии с возрастными особенностями детей. Для организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физического развития, обеспечивали поиск новых методов и подходов. В том числе были предложены разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий полноценного развития детей в дошкольном учреждении. Кроме того, были использованы обучающие семинары, тренинги, что позволило собрать молодых воспитателей в группу, где они могли делиться опытом, учиться друг у друга и развивать навыки воспитания.

Ключевым аспектом в работе наставника также является использование метода моделирования, который подразумевает привлечение наставником молодого воспитателя к совместной деятельности, где последний может наблюдать и изучать модельные проявления профессионализма и качественного воспитания. В процессе моделирования наставник ставит перед собой задачу сделать молодого воспитателя активным участником с плавным переходом от наблюдения к совместной практике. Немаловажным является использование метода рефлексии, который позволяет молодому воспитателю осознать и проанализировать свои действия и опыт. Наставник помогает молодому педагогу выявить сильные и слабые стороны, а также разработать планы и стратегии для собственного развития и профессионального роста.

Следовательно, использование различных форм и методов наставничества является ключевым фактором в успешной профессиональной эволюции молодого педагога. Индивидуальные консультации и коллективные тренинги, ситуативный анализ (решение кейсов), деловые игры, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей занятий позволяют создать благоприятную обучающую среду, а методы моделирования и рефлексии стимулируют активное вовлечение молодого воспитателя в процесс развития. Эффективное наставничество может быть достигнуто, если молодой воспитатель будет активно участвовать и углубляться в образовательный процесс.

Для самого же педагога-наставника это действенный способ развития своих профессиональных компетенций: участие в профессиональных педагогических конкурсах, конференциях, вебинарах, мастер-классах, использование инновационных технологий, а также собственное профессиональное развитие и карьерный рост.

Таким образом, когда опытный педагог становится наставником, он должен уметь эффективно общаться и устанавливать доверительные отношения с молодыми коллегами. Этот процесс требует умения выслушивать, учиться и адаптироваться к потребностям начинающих педагогов. В свою очередь, молодым специалистам наставничество обеспечивает возможность обращаться за поддержкой, советами, дает возможность почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильном выборе профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом.

Внедрение программы наставничества как инструмента успешного взаимодействия с молодыми педагогами в нашем дошкольном учреждении обеспечило поддержку опытных коллег и обеспечение непрерывного профессионального образования молодых педагогов. Она создает прочную профессиональную культуру в дошкольной образовательной организации и является эффективным инструментом сплочения педагогического коллектива.

Считаю, что взаимодействие педагогов, основанное на наставничестве, способствует совместному поиску новых подходов и исследованию лучших практик, что создает условия для повышения качества образования в целом. Ведь наставничество – это не просто передача социального опыта, а передача социального капитала.

Список литературы:

1. Лучшие практики наставничества в образовательных организациях: сборник методических материалов / Е. В. Чуприкова, К. С. Лагода, Е. А. Фатнева; под ред. Е. Н. Мясищевой. – Белгород: БелИРО, 2021. – 124 с.

2. Лидхем Мелвилл.  Коучинг и наставничество. Практические методы обучения и развития / Лидхем Мелвилл, Эрик Парслоу. – Издательство «Библос», 2020. – 448 с.

3. Бережнова О.В. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада / Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Методическое пособие. – М.: Цветной мир, 2015. – 136 с.

Количество просмотров: 4701  

Добавить комментарий

1. Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации
2. Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»
3. Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
4. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества дошкольного образования
5. Организация работы с родителями в соответствии с ФОП ДО
6. Национальная культура народов Сибири
7. Наставничество как основа профессионального развития педагога
8. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора
9. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
10. Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО
11. Использование наставничества в образовательной деятельности с детьми в условиях ФОП ДО
12. «Рецепт» моей наставнической деятельности
13. Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством технологии «Посткроссинг»
14. Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды
15. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса
16. Развитие чувства ритма дошкольников при обучении игре на деревянных ложках
17. Создание в группе центра патриотического воспитания дошкольников
18. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
19. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
20. Азбука дорожного движения

Страницы

1. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы