Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»

 
 

Гуненко Ирина Александровна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МАДОУ № 369 «Калейдоскоп» г. Новосибирска

 
 
 

Дубнякова Диана Александровна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МАДОУ № 369 «Калейдоскоп» г. Новосибирска

 
 
 

Хитрова Юлия Евгеньевна,

учитель-логопед

первой квалификационной категории

МАДОУ № 369 «Калейдоскоп» г. Новосибирска

 

Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»

В данной статье представлен опыт работы по созданию системы наставничества в МАДОУ д/с 369 «Калейдоскоп» с использованием цифровых технологий в рамках реализации проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста».

В нашем ДОУ создана творческая группа «Раннее развитие» в которой принимают участие учителя-логопеды, психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Необходимость разработки данного проекта возникла весной 2020 года, когда в Российской Федерации был введен режим самоизоляции. Педагогами ДОУ было проведено онлайн-анкетирование, оказалось, что 57 % родителей детей раннего возраста испытывают тревогу и нуждаются в рекомендациях по организации взаимодействия и проведению развивающих занятий. В связи с чем возникла необходимость объединить усилия специалистов нашего ДОУ для оказания всесторонней помощи родителям детей раннего возраста. Был разработан и внедрен данный проект.

Целью проекта является создание комплексной системы работы со всеми участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста с использованием офлайн и онлайн форм работы. Мы поставили перед собой задачи познакомить родителей с особенностями развития детей раннего возраста и разнообразными формами организации взаимодействия с ребёнком с учетом его возрастных особенностей по разным направлениям.

Основной задачей по взаимодействию с педагогами является вовлечение воспитателей в новую форму работы, выявление трудностей и оперативное консультирование родителей. Основная задача при работе с детьми – создание условий для всестороннего развития детей с помощью организации консультирования родителей и проведения мастер-классов специалистами ДОУ.

Особенностью реализации проекта является организация радиоэфира с помощью радиостанции «Калейдоскоп». Программа «Радиоминутка» направлена на все возрастные группы. Для этого в каждой группе проведена кабинетная акустическая система АБК и оборудована радиорубка специальными техническими средствами.

В рамках радиовещания осуществляются следующие виды деятельности:

– Логоритмические игры и упражнения на сочетание речи с движением.

– Артикуляционная, дыхательная и мимическая гимнастики.

– Пальчиковая гимнастика.

– Прослушивание детских песенок, различных композиций.

– Прослушивание сказок и рассказов с дальнейшим обсуждением в группе.

Периодичность проведения радиоминутки: ежедневно в течение 7-10 минут в первой половине дня. Программы проводят персонажи-ведущие, ответственные за свои рубрики, которые ориентируют детей на тему передачи. Герои обращаются к детям с просьбами и предложениями прослушать и обсудить тексты литературных произведений и песен, выполнить упражнения и поиграть, приглашают принять участие в конкурсах и викторинах. Сообщают об итогах и результатах конкурсов. А также сами дети – победители различных конкурсов выступают на радио.

Педагоги осведомлены о тематике выпуска и во время радиоэфира активно привлекают детей к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр. Для родителей в каждой группе есть буклет, в котором указано, какой герой и в какой день выходит в радиоэфир. Вечером они с ребенком могут обсудить, какой персонаж приходил и что интересного рассказал.

Ежедневные «Радиоминутки» стали важным режимным моментом в каждой группе. Дети их очень ждут. Выход в эфир радиопередач осуществляется по рубрикам, соответствующим дням недели.

В начале и в конце года ставятся интерактивные спектакли с участием радиогероев. В мае, чтобы герои смогли попрощаться с детьми на лето и логично завершить выход радиоэфиров, а в сентябре напомнить о себе и познакомить с героями самых маленьких ребят, которые только пришли в детский сад. Во время пандемии взаимодействие с родителями и детьми не прекращалось. Мы снимали интерактивные онлайн-спектакли. Дети их смотрели дома или по телевизору в дежурных группах, а свое участие высылали в виде фото и видео.

В процессе взаимодействия с родителями специалисты ДОУ организуют выпуски коротких роликов по различным направлениям. Инструкторы по физической культуре оказывают теоретическую и практическую поддержку в развитии общей моторики детей. Помогают организовать игры и провести упражнения для развития координации в пространстве. Педагог-психолог помогает разобраться в общих закономерностях и возрастных особенностях психического развития детей. Учитель-дефектолог помогает сформировать сенсорные эталоны, делится знаниями по развитию высших психических функций.

Музыкальный руководитель знакомит детей с фольклорными мотивами. Эти мотивы способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, внимания, скорости реакции, общей координации детей раннего возраста. А игра педагога на балалайке особенно привлекает интерес родителей и детей.

Учителя-логопеды помогают в развитии слухового внимания и слуховой ориентировки, знакомят детей с органами артикуляции и развивают артикуляционный праксис, знакомят с приемами дыхательной гимнастики, помогают сформировать правильную воздушную струю, необходимую для четкого воспроизведения звуков, знакомят с азами выполнения пальчиковой гимнастики.

Изначально ролики были выложены для родителей на ютуб-канале. В настоящий момент ссылки для просмотра роликов размещаются в инфо-канале на базе мессенджера Телеграмм. Чтобы педагоги оперативно знакомились с рекомендациями специалистов и могли использовать видеоролики в своей работе, они выкладываются в виртуальном методическом кабинете нашего ДОУ на Яндекс-диске.

В конце каждого года проводятся анкетирование и диагностика участников проекта, которые показывают положительную динамику в развитии детей раннего возраста, осведомленность и заинтересованность родителей в вопросах, поднимаемых в проекте, повышение компетентности педагогов, работающих на группах раннего возраста в вопросах профилактики нарушений развития.

Специалисты нашего сада постоянно находятся в поиске новых форм взаимодействия со всеми участниками проекта. Изучив отзывы родителей, специалисты приняли решение изменить формат видеороликов и направить внимание непосредственно на детей, где ребенок сам принимает активное участие, а помогает ему главный действующий персонаж – Домовенок Кузя. Вместе со специалистами сада Кузя играет с детьми в различные игры, тренируется в выполнении артикуляционной гимнастики, разучивает веселые песенки и многое другое. Дети живо реагируют на персонажей, активно участвуют в выполнении упражнений.

Данный проект до сих пор успешно реализуется в нашем ДОУ. Мы ищем различные интересные формы работы в системе наставничества по взаимодействию со всеми участниками проекта.

В связи с введением режима самоизоляции весной 2020 года коллектив педагогов ДОУ в короткие сроки разработал и внедрил форму дистанционной работы с детьми. Оказавшись в режиме самоизоляции, родители столкнулись с различными трудностями, часть из которых помогли решить педагоги ДОУ, организовав дистанционное взаимодействие. Наряду с этим, некоторые проблемы остались неразрешенными.

Изучив ситуацию по проблеме, мы обнаружили, что большинство родителей детей раннего дошкольного возраста недостаточно осведомлены о возможных способах получения информационной и специальной помощи детям раннего возраста. Что, в свою очередь, приводит к несвоевременному началу коррекционной работы. В результате сенситивные периоды формирования необходимых ребенку процессов психоречевого развития упускаются.

Проанализировав сложившуюся ситуацию и запросы родителей, было принято решение о создании системы ранней профилактики психофизиологических и речевых нарушений в МАДОУ детский сад «Калейдоскоп». В результате работы над проектом разработана и описана система комплексных психолого-педагогических мер по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста. Родители получили от специалистов практические рекомендации, мастер-классы, игры и упражнения по развитию речевых и психофизиологических компонентов речи.

Научная новизна нашего проекта заключается в поиске и внедрении новых форм взаимодействия специалистов МАДОУ детский сад «Калейдоскоп» с родителями, педагогами и детьми. В ходе реализации проекта наряду с традиционными формами работы также внедрены инновационные, а именно:

– консультативный пункт в режиме онлайн, который позволяет родителям оперативно получить необходимую помощь специалистов;

– онлайн анкетирование для получения обратной связи от родителей по теме проекта;

– база данных по проекту в облачных хранилищах в сети Интернет для хранения информации;

– новостные и обучающие статьи педагогов по проекту в газете МАДОУ детский сад «Калейдоскоп»;

– онлайн и офлайн мастер-классы, семинары-практикумы, тренинги, консультации, стендовый и раздаточный материал;

– обучающие видеоролики по задачам проекта;

– радиопередачи для детей по тематике проекта через радиостанцию «Калейдоскоп».

Количество просмотров: 3611  

Добавить комментарий

1. Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации
2. Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»
3. Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
4. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества дошкольного образования
5. Организация работы с родителями в соответствии с ФОП ДО
6. Национальная культура народов Сибири
7. Наставничество как основа профессионального развития педагога
8. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора
9. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
10. Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО
11. Использование наставничества в образовательной деятельности с детьми в условиях ФОП ДО
12. «Рецепт» моей наставнической деятельности
13. Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством технологии «Посткроссинг»
14. Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды
15. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса
16. Развитие чувства ритма дошкольников при обучении игре на деревянных ложках
17. Создание в группе центра патриотического воспитания дошкольников
18. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
19. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
20. Азбука дорожного движения

Страницы

1. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы