«Рецепт» моей наставнической деятельности

«Рецепт» моей наставнической деятельности

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Эта новость вызвала искреннее восхищение, ведь у каждого (без единого исключения) в жизни был свой наставник и, скорее всего, не один… Могу с уверенностью сказать, мои наставники – это люди, которым я обязана всем лучшим, что есть во мне.

Недавно я получила смс: «Вы – моя крестная фея!». «Крестницей» себя назвала Галина Александровна, воспитатель нашего детского сада, с которой мы вместе с 2020 года проходим интереснейший путь наставника и начинающего педагога. «Мы» – главное слово в нашем профессиональном тандеме.

В современном детском саду в условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог» нужен компетентный воспитатель, способный самостоятельно мыслить, понимать суть происходящих в образовании перемен, осмысленно и быстро включаться в инновационные процессы.

Нагрузка, которая ложится на плечи молодых педагогов с первых дней, часто пугает коллег, объем работ кажется невыполнимым. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем.

Кто и как должен помочь молодому воспитателю? Конечно же, наставники – опытные педагоги, готовые прийти на помощь, подсказать, направить, научить. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и начинающего педагога к совместной работе.

Не скрою, работать с молодыми мне очень нравится, да и есть «что передать»: 29 лет педагогического стажа, половина из которых работа в должности «заместитель заведующего по воспитательной и методической работе», «старший воспитатель», сейчас я – «учитель-логопед». Методическая работа дошкольного учреждения в целом мне понятна, интересна…

В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня, как показала практика, наиболее результативным является прямое индивидуальное наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, общение в различной обстановке: на рабочем месте, по телефону, через социальные сети.

Не случайные удачи определяют успех, а кропотливый поиск, анализ того, что делаешь! Рецепт успеха моей наставнической деятельности заключается в пяти словах на «С».

«Стремление» узнать и постичь секреты профессионального мастерства заставляет нас двигаться вперед, намечая планы и цели. Поэтому свою работу мы начали с выявления пожеланий относительно организации и содержания обучения, изучения уровня методической, профессиональной грамотности, опасений и ожиданий.

«Создание» – конечно же, речь идёт о разработке модели сопровождения профессиональной деятельности молодого специалиста, понимания содержания профессии, освоение на практике теоретических основ, различных методик и технологий дошкольного воспитания. Ведь в первую очередь воспитатель для детей – надежный друг и верный помощник. Важно научить молодого коллегу быть участным к любым мелочам, которые значимы в жизни маленького человека – это может быть принесенная из дома игрушка, сломанная постройка, помятый листок раскраски… здесь каждая ситуация имеет весомое значение. Необходимо поддержать маленького человека на пути его великих свершений и сделать это правильно!

Систему работы с начинающими педагогами планирую на три года: https://cloud.mail.ru/public/v9Ct/CTuKK57rL

1-ый год: «Вхождение в профессию».

2-ой год: «Развитие профессиональных умений, поиск лучших методов и приёмов работы с детьми, формирование своего стиля в работе».

3-ий год: «Система работы, собственные разработки, совершенствование работы педагога».

Эффективны такие формы работы с молодыми специалистами: творческие мастерские, педагогические деловые игры, дискуссии, мастер-классы, совместные проекты и др. Не менее важной формой сотрудничества стало создание начинающим педагогом своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности. И, конечно же, вместе создаем персональный сайт.

Нельзя забывать и о том, что молодые специалисты обладают более свежими знаниями по педагогике и психологии. Они знакомы с современными методами и формами работы, мыслят более креативно, чем давно работающий педагог. Все это говорит о необходимости включения молодых специалистов в качестве экспертов при проведении различных мероприятий в детском саду. И опыт показывает, что чем активнее начинающий педагог участвует в подобных мероприятиях, тем быстрее идет процесс его вхождения в профессию.

«Содействие»: вместе с педагогом выбираем техники, «особенные вопросы», учимся проектировать образовательные ситуации так, чтобы каждый ребенок сказал: «а оказывается – это легко, я тоже так смогу!», серьёзное внимание уделяем вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды.

«Совершенствование»начинающий педагог демонстрирует свои первые достижения. Здесь особенно нужна помощь и поддержка наставника, ведь каждый конкурс – это новый старт, открывающий возможности для педагогического роста!

И вот Галина Александровна Шуликова, воспитатель группы комбинированной направленности – победитель муниципального этапа «Воспитатель года России 2021», лауреат регионального этапа «Воспитатель года России 2021», лауреат регионального этапа «Воспитатели России 2022», лауреат всероссийского конкурса с международным участием «Педагог специального инклюзивного образования 2023» (организатор Иркутский государственный университет) и, пожалуй, самое важное – первая квалификационная категория!

А Екатерина Геннадьевна, воспитатель группы общеразвивающей направленности (с которой я начала работать в качестве наставника с 2022 года) – призер муниципального конкурса «Я + мой наставник 2023», в рамках которого мы представляли нашу совместную разработку: «Мой край» (ЭОР «Интерактивная карта Иркутской области», где к населенным пунктам, обозначенным на карте, мы «прикрепляем» методические материалы, фото и видео путешествий наших малышей с родителями, бабушками и дедушками по родному краю).

И завершает наши 5 «С» «состоятельность» (или самостоятельность?) – определение собственного стиля работы, понимание своей роли.

Итогом каждого этапа является осмысление полученных результатов:

Достигнута ли поставленная цель? Если нет, то почему? Если да, то в какой мере?

Все ли задачи решены? Какие задачи в течение года были трансформированы?

Какой профессиональный и личностный опыт мы приобрели?

Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества…

Такая многоплановая система работы с начинающими педагогами способствует созданию благоприятной атмосферы для раскрытия их творческого потенциала, повышения профессионального мастерства и помогает им на долгие годы остаться верными своей профессии.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Г. Хаббард. Так и с нами, со взрослыми…. Наставничество не решается административным путем, наставничество – это когда человек вкладывает душу… И, пожалуй, самая важная задача наставника – помочь начинающим коллегам осознать уникальность и важность профессии, стать конкурентоспособными в профессиональной среде, просто быть «рядом»!

Количество просмотров: 4002  

Добавить комментарий

1. Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации
2. Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»
3. Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
4. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества дошкольного образования
5. Организация работы с родителями в соответствии с ФОП ДО
6. Национальная культура народов Сибири
7. Наставничество как основа профессионального развития педагога
8. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора
9. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
10. Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО
11. Использование наставничества в образовательной деятельности с детьми в условиях ФОП ДО
12. «Рецепт» моей наставнической деятельности
13. Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством технологии «Посткроссинг»
14. Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды
15. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса
16. Развитие чувства ритма дошкольников при обучении игре на деревянных ложках
17. Создание в группе центра патриотического воспитания дошкольников
18. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
19. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
20. Азбука дорожного движения

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы