Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора

 
 

Каличак Людмила Петровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора

Работая в группе комбинированной направленности, отмечаю крайне ограниченный словарный запас не только у ребят с тяжелыми нарушениями речи, но и с нормой произношения. Дети используют в речи общеизвестные, простые слова. У них вызывает затруднение подбор синонимов, антонимов к заданным словам, существительных с обобщающим значением. Широкие возможности в развитии словаря воспитанников с речевой патологией увидела в использовании фольклора.

Устное народное творчество является источником информации об окружающем мире, развивает умение чувствовать красоту родного языка. В пословицах, поговорках, сказках раскрывается простота, выразительность, сила народной речи.

Старших дошкольников продолжаю знакомить с потешками, прибаутками («Федул, что губы надул?»), небылицами («Вы послушайте, ребята»). На прогулках в наблюдении за живой и неживой природой использую заклички и приговорки («Дождик, дождик…», «Радуга - дуга, не давай дождя…», «Божья коровка лети на небо…»), обогащая тем самым речь воспитанников. В результате их проговаривания, дети не только знакомятся с явлениями природы и учатся выражать свои впечатления, но ещё и автоматизируют звуки в словах.

Пословицы развивают логическое мышление и речь ребёнка. Используя эту форму фольклора, увязываю её с жизнью. Например, при быстром, небрежном выполнении кем-либо работы говорю: «Поспешишь – людей насмешишь». И наоборот, если воспитанник хорошо справился с работой, хвалю: «Сделал дело – гуляй смело». При ознакомлении ребят с пословицами и поговорками, веду работу по обогащению словаря детей фразеологизмами («капля в море», «водой не разольёшь», «на седьмом небе»).

Прежде чем объяснять детям смысл пословицы, прошу их самих подумать, что она может означать. При объяснении смысла пословицы использую приём сравнения, сопоставления одного предмета, явления с другим («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

Предлагаю детям разные игровые задания: «Кто больше назовёт пословиц (на определённую тему)», «Продолжи пословицу», «Собери пословицу», Один начинает, другой продолжает». Подбираю пословицы к произведениям. Например, к нанайской сказке «Айога» – «Как аукнется, так и откликнется», к рассказу Л. Н. Толстого «Косточка» – «Тайное всегда становится явным», «Шило в мешке не утаишь». Заметила следующее: постоянно употребляя по какому-либо случаю пословицы, стала часто их слышать от дошколят. Если педагоги, родители сами употребляют в речи пословицы, то это воспримут и дети.

Разучиваю с детьми считалки, которые они потом применяют в самостоятельной деятельности для распределения ролей в игре, выборе ведущего. С их помощью закрепляю с детьми имена числительные, согласование числительных с именем существительным.

Активному развитию речи и интеллекта способствует отгадывание загадок. Загадки использую в организационном моменте, на занятиях, игровой, трудовой деятельности с детьми. Загадки обогащают словарь ребёнка новыми малознакомыми словами, например, шест, брюхо, коромысло. Старших дошкольников знакомлю не только с загадками-описаниями, загадками-вопросами, но и беру в работу загадки, в которых есть сравнения, метафоры, образы («Скатерть бела всю землю одела», «Сидит девица в темнице, а коса на улице»).

Нашим ребятам показалась очень интересной деятельность по самостоятельному придумыванию загадок (по типу описания предметов) и в группе появился «Загадочный домик». Разученные на занятиях по музыкальному воспитанию календарные обрядовые песни, частушки, хороводные игры включаю в различные развлечения в группе («Колядки», «Масленица»). С целью ознакомления ребят с устным народным творчеством организованы досуги «Литературный балаганчик», «В гости к пословицам».

Родители – мои помощники и в деле создания развивающей среды в группе, и как активные участники всех мероприятий. В одну из суббот на дворовой площадке прошла игротека «В мире народных игр», задачами которой являлись знакомство семей с народными подвижными играми и обогащение практических умений родителей по организации совместного досуга с детьми, речевому развитию детей.

Внимание уделила играм, где сочетается речь с движением. Несмотря на ветреную погоду, игры порадовали всех присутствующих. Участники с увлечением играли в «Верёвочку», «Веточку», «Шла коза по лесу». Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка, его речи. Они передавались из поколения в поколение, впитали в себя лучшие традиции и дошли до наших дней. Взрослые поделились воспоминаниями о том, какие игры были в их детстве. Родителям было предложено использовать народные игры в свободное время в семейном кругу.

В выходной день вместе с родителями побывали на музыкально-игровой программе фольклорной студии «Ладья». Всем очень понравилось мероприятие и теперь 5 наших воспитанников посещают данный кружок в ДДТ им. А. Гайдара. Занятия ведёт талантливый, опытный педагог Елизавета Вячеславовна Доронина.

Таким образом, через устное народное творчество приобщаю воспитанников к овладению родным языком и культуре своего народа.

Количество просмотров: 3868  

Добавить комментарий

1. Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации
2. Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»
3. Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
4. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества дошкольного образования
5. Организация работы с родителями в соответствии с ФОП ДО
6. Национальная культура народов Сибири
7. Наставничество как основа профессионального развития педагога
8. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора
9. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
10. Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО
11. Использование наставничества в образовательной деятельности с детьми в условиях ФОП ДО
12. «Рецепт» моей наставнической деятельности
13. Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством технологии «Посткроссинг»
14. Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды
15. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса
16. Развитие чувства ритма дошкольников при обучении игре на деревянных ложках
17. Создание в группе центра патриотического воспитания дошкольников
18. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
19. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
20. Азбука дорожного движения

Страницы

1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы