Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
Развитие памяти – одна из основополагающих задач у школьников, которая играет важную роль в их учебном процессе и повседневной жизни. На уроках сольфеджио и музыкальной литературы развитие памяти имеет ключевое значение, поскольку школьники должны запоминать знаки нотного письма, музыкальные термины, фрагменты музыкальных произведений и другие аспекты музыкального материала.
Как только дети переступают порог школы, а это начинается уже с дошкольных групп, работа над развитием памяти начинается. С детьми 4-6 лет, мы учим наизусть стихотворения, скороговорки для выступления на концерте для родителей, песни. Это решает сразу несколько задач: развитие речи, кругозора, памяти, работа на сцене, концентрация внимания, логопедические проблемы.
Основные музыкальные понятия очень хорошо запоминаются в виде веселых стихов [1, 2, 3, 4]. И дети их с удовольствием учат! Широко известны стихи про длительности:
1. Если нота белая – эта нота целая.
2. Разделим ноту белую на половинки целые.
3. В каждой половинке – по две четвертинки.
4. В каждой четвертушке есть по две восьмушки.
Такие же стихи есть про ноты, музыкальные термины, знаки нотного письма, музыкальные инструменты, формы и жанры.
Очень интересным является прием, где кроме стихотворения, в котором ребенок запоминает нужную информацию, есть еще и песенка, в строении мелодии которой отражается изучаемая тема. Это, например, хорошо известные песенки про диез, бемоль и бекар [1. с. 17].
Если изучаемые понятия сложны для детей – нужно постараться сделать их более родными и понятными при помощи обращения к тому, что детям близко. Так, например, с музыкальными интервалами дошкольников или младших школьников лучше знакомить, подключая образы зверюшек или персонажей сказки. Это, конечно, несколько упрощает понятия, но с другой стороны, так детям запоминать их гораздо легче. Таким образом, у нас появилась сказка «Интервальный теремок» [6], где интервал прима – мышка, секунда – колючий ёжик, терция – пушистый зайчик, кварта – храбрый петух, квинта – задумчивая лягушка, секста – хитрая, красивая лисичка, септима – сердитый волк и октава – большой, добродушный медведь. Мы играем в сказку, где каждый персонаж поет свою песенку, а затем мы угадываем, кто к нам сейчас пришел (т.е. какой интервал играет на инструменте преподаватель).
То же самое, когда мы изучаем лад, я стараюсь дать им это сложное понятие на понятном для них языке. И я рассказываю сказку о семье, в которой жили устойчивые и неустойчивые ступеньки, которыми руководила тоника. Детям это близко, понятно и интересно – так они запоминают материал легче. В пособии Л. Ефремовой есть веселая песенка о ступенях и ладе, где закрепляются эти понятия [3, с. 23].
Многие народные песни изначально направлены на развитие памяти у детей, например, русская народная песня «Где был Иванушка?». Перечисляя, что купил Иванушка на ярмарке, дети в игровой форме работают над развитием памяти.
В младших и средних классах дети с удовольствием играют в «Мемори». Мы раскладываем карточки, например, с изображением нот, музыкальных символов, длительностей и т.д., а затем дети, переворачивая их, должны найти пару. В старших классах можно совместить две игровые технологии («Мемори» и «Ассоциации»). Таким образом, ученик ищет ассоциацию в пару, соединяя карточки (Бах – Токката, Моцарт – Свадьба Фигаро, Бетховен – Эгмонт, Шуберт – Прекрасная мельничиха, Шопен – Ноктюрн и т.д.).
Когда детям сложно запоминать много новых слов по теме и я вижу, что это дается с большим трудом, здесь также можно подключить веселую увлекательную игру, где ребенок незаметно для себя в азарте игры запомнит новые понятия. Эту игровую стратегию можно назвать «Сбрось все карточки». Для изучаемой темы мы делаем карточки, на одной стороне которых мы пишем термин, на другой – его объяснение. Например, терция – интервал объемом в три ступени. Можно сделать более сложный вариант карточек, где есть задание сразу с обеих сторон. Также мы можем изобразить этот интервал на нотном стане, например, от ноты до и угадать, какой это интервал, а на другой стороне – попросить построить терцию от ноты до. Третий вариант – попросить спеть терцию от звука до (например, по белым клавишам или уточняя ее качественную величину – большая или малая), а на другой стороне – попросить сыграть ее на фортепиано. Таким образом, здесь можно будет работать сразу с двумя сторонами карточек. Такие карточки нужно сделать для всех интервалов. Затем они раздаются детям в случайном порядке в равном количестве. Каждый участник делает ход в обговоренном порядке, например, по часовой стрелке, выкладывая свою карточку и объясняя ее понятие, а затем сбрасывает карточку. Если он этого сделать не смог – значит, карточка остается у него, и ход переходит к следующему игроку. Таким образом, проигравшим считается тот, кто последним остался в игре. В эту игру можно играть как отдельными участниками, так и командами.
Игр с карточками можно придумать огромное количество, используя разные игровые стратегии. Можно, например, поставить цель – собрать карточки по одной теме. Для этого нужно также заготовить карточки. Например, для итогового занятия по музыкальной литературе по зарубежной музыке они могут быть такого плана. Бах – токката, орган, пассионы, фуга, прелюдия, чакона, сюита. Гайдн – Вена, квартет, симфония, соната, Эстергази, Лондон, «Времена года», «Сотворение мира». Моцарт – Вена, Свадьба Фигаро, соната, симфония, Зальцбург, Волшебная флейта, Дон-Жуан, Маленькая ночная серенада. Бетховен – Вена, «Эгмонт», Гёте, симфония, соната, Бонн, «К Элизе». Шуберт – «Лесной царь», Гёте, «Прекрасная мельничиха», Миллер, «Зимний путь», Фогль, «Баркарола», экспромт. Шопен – ноктюрн, прелюдия, этюд, Париж, Польша, вальс, баллада. Также можно сделать портреты композиторов. Задача игрока – собрать заранее оговоренное количество карточек по одной теме. В начале игры карточки раздаются в случайном порядке. Затем игроки ходят по очереди, стараясь отдать ненужные карточки другим игрокам и собирая у себя как можно больше карточек по одной теме. Побеждает тот, кто первым соберет и объяснит свой набор. Или игра заканчивается по истечении заранее оговоренного времени и побеждает тот, у кого карточек по теме в наборе окажется больше. Некоторые карточки одинаково подходят в разные наборы (например, соната, симфония, прелюдия), поэтому побеждает тот, кто наберет их больше и сможет объяснить.
В заключение хочется отметить, что для оптимального результата все эти игровые подходы обязательно должны сочетаться с планомерным повторением учебного материала, здоровым образом жизни (питание, физические упражнения и отдых) и здоровым психологическим настроем без лишнего волнения по поводу скорости запоминания материала.
Список литературы
1. Абелян Л. Забавное сольфеджио. Москва: Классика XXI. 2005. 53 c.
2. Ефремова Л. Ритм. Песни. Игры. Пособие по сольфеджио. СПб.: Композитор, 2013, 35 с.
3. Ефремова Л. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. СПб.: Композитор, 2006. 38 с.
4. Камозина О. Сольфеджио в сказках. Москва, Издательство «Э», 2017, 88 с.
5. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 1-3 классов музыкальной школы. Сост. Ж. Металлиди, А. Перцовская. Спб.: Композитор, 1995.
6. Сараева С. Театрализация на уроках музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств | Интерактивное образование (nios.ru).
Количество просмотров: 1790 |
Добавить комментарий