Успешность профессионально-трудовой адаптации выпускников интернатных учреждений
Благодаря моей профессии я получаю возможность помогать людям
– и себе. Это делает мою жизнь богаче и наполняет ее смыслом.
Хелен Хэйес
Приходит время, когда каждый подросток задумывается о выборе профессии. У выпускников детских домов такой период наступает значительно раньше, поэтому им сложнее выбрать «правильную» специальность. К сожалению, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не всегда могут определиться со своими желаниями и возможностями, а значит, они нуждаются не только в качественной программе профессионального самоопределения, но и психологической поддержке, чтобы, оценив свои склонности интересы, выбрать профессию по душе.
Многие педагоги работают со стандартной схемой «ХОЧУ – МОГУ – НАДО», с так называемой формулой профессионального выбора. Она демонстрирует взаимосвязь желаний, мотивов человека заниматься определенным делом (ХОЧУ), его способностей выполнить это дело (МОГУ) и, конечно же, востребованностью этой деятельности в обществе (рис. 1).
Теоретически, при правильном соотношении этих факторов выбранная специальность не вызывает затруднений при исполнении и хорошо оплачивается. Чтобы помочь воспитанникам детских домов осознанно выбирать профессию, предлагаем обратить внимание на расширенный и эффективный вариант формулы «ХОЧУ – МОГУ – НАДО». За основу возьмем схему профессионального успеха, представленную отечественным психологом Д. А. Леонтьевым (рис. 2): на картинке наглядно показаны все возможные результаты действий. Формула проста и понятна, что важно в работе педагога-психолога с ребятами из детских домов.
Рис. 1 Рис. 2
Рассмотрим получившиеся варианты схемы: если выпускник пойдет на скучную работу, чтобы стать богатым, но вопреки своим интересам, то не реализует свои способности. А если, наоборот, выберет деятельность по душе, но низкооплачиваемую, то останется бедным. Наилучший вариант: подросток найдет оптимальное соотношение своих склонностей и заработной платы, ведь тогда он будет счастливым человеком, который движется вверх по карьерной лестнице, реализуя свои способности.
В связи с этим работу с воспитанниками интернатных учреждений по формированию психологической готовности к самостоятельной жизни и ответственности за свое будущее важно строить с учетом их личностных особенностей. Чтобы максимально реализовать эту цель, педагогам необходимо создавать специальные условия, которые помогут ребенку реализовать свои лучшие качества.
К таким условиям относятся:
– повышение уровня психологической компетенции воспитанников за счет расширения границ самовосприятия;
– формирование положительного отношения к самому себе, уверенности в своих силах относительно будущей специальности;
– развитие умения управлять своей жизнью за счет планирования долгосрочных и краткосрочных целей;
– создание возможности соотнести свои склонности и способности с требованиями по интересующей профессии;
– знакомство воспитанников с особенностями будущей профессиональной деятельности и формами организации труда;
– реализация творческих проектов, построенных на основе использования полезных навыков – мелкий ремонт, помощь в быту, забота о младших и пожилых, спортивные мероприятия и т.п.;
– проведение экскурсий на различные предприятия с целью наглядного знакомства с работой внутри компании;
– включение подростков в трудовую деятельность с видимым результатом – уборка территории, озеленение местности, проведение ремонтных работ;
– организация встреч с людьми, которые состоялись в своей профессии.
Создание вышеперечисленных условий потребует от педагога внедрения принципиально новых подходов и современных методов работы в профессиональном самоопределении и социально-трудовой адаптации своих воспитанников.
Компетентная помощь специалиста в выборе профессионального пути определяет успешность дальнейшего жизненного пути выпускника. Помочь пройти его достойно – одна из приоритетных задач педагога.
Количество просмотров: 3757 |
Добавить комментарий