Из опыта проведения конференции младших школьников «Мое первое открытие»

 
 

Бицко Наталья Николаевна,

методист высшей квалификационной категории

отдела научного творчества и интеллектуального проектирования

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Из опыта проведения конференции младших школьников «Мое первое открытие»

В Новосибирске существует опыт работы с одаренными детьми. «Закон об образовании в РФ» обращает внимание на работу с лицами, проявляющими выдающиеся способности. Так, в ст. 77 Гл. 11 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности» обращено внимание на организацию олимпиад и творческих конкурсов, спортивных мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей.

Для достижения целей, поставленных в этом документе и в условиях реализации федеральной программы «Одаренные дети» предусмотрено проведение конкурсов и конференций учащихся всех уровней школьного образования, что позволяет поддерживать преемственность в исследовательской деятельности школьников. Первым шагом для привлечения учащихся является проведение конференций. В Новосибирске ежегодно проводится множество всевозможных конкурсов, доступ в которые открыт всем, у кого есть желание. Появляется возможность не только выявить уровень своей подготовки по тем или иным вопросам, но и поработать в компании единомышленников, открыть в себе скрытые таланты и способности. Одним из таких конкурсов также является конференция младших школьников в ДТД УМ «Юниор» «Мое первое открытие» для обучающихся 1-4 классов, впервые проведенный в 2011 году. За время работы был накоплен богатый опыт проведения конференции с младшими школьниками.

Учредитель конференции – Главное управление образования мэрии города Новосибирска. Организаторы – Городской центр развития образования и Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». Мероприятие проводится в тесном сотрудничестве с учреждениями, заинтересованными в поддержке одаренных детей: Новосибирским государственным педагогическим университетом и Городским центром информатизации «Эгида».

В этом году конференция младших школьников состоялась 3 апреля. Участниками конференции стали школьники города Новосибирска, прошедшие школьный и районный этапы. В районном этапе приняли участие 837 учащихся (в 2014 г. – 750 учащихся). Наибольшее количество участников было в Центральном округе (184), в Ленинском (117) и Советском (111) районах. В городской этап прошли 218 учащихся (в 2014 г. – 125 человек) Работы отбирались в 3 этапа: школьный, районный и городской. Конкурс проводился по секциям:

1. Английский язык

2. Здоровый образ жизни

3. История

4. Информатика

5. Искусство

6. Краеведение

7. Литература

8. Математика

9. Немецкий и французский язык

10. Окружающий мир

11. Русский язык

12. Экология

Секции работали как в ДТДиУМ «Юниор», так и на базе других учреждений города Новосибирска.

В связи с тем, что 2015 год был объявлен Годом литературы, секция «Литература» впервые работала на базе «Городского Центра Истории Новосибирской книги». Перед началом секции директор Центра Н.И. Левченко и работники музея провели экскурсию. Детям было очень интересно, они с большим вниманием слушали, задавали вопросы. Работу секции снимали на телевидение и вечером показали в новостях.

Секция «Культурология» уже второй год проходит в городском центре изобразительных искусств. Дети ходили по залам, смотрели экспонаты.

В Институте Систематики и Экологии Животных СО РАН проходила секция «Окружающий мир». Ст. научный сотрудник института, доцент биологических наук В.С. Сорокина организовала очень теплый прием школьникам.

В год 70-летия Великой Победы особое значение приобретает секция истории, которая впервые состоялась на базе Музея СибВО Дома офицеров, и работники музея очень серьезно отнеслись к проведению секции. Юные участники интересовались историей семьи в период Великой Отечественной войны и различными аспектами истории родного города.

Во время конференции работала выставка методических материалов, на которой представлены работы юных исследователей из различных образовательных учреждений города Новосибирска.

Работа секций продемонстрировала наличие у обучающихся мотивации в получении дополнительных знаний, интереса к исследовательской деятельности. В процессе работы у ребят формируются такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Дети работают с неравнодушными педагогами, встречаются с учеными, читают научную литературу. Само осознание факта, что они участвуют в научной конференции, приобщаются к кругу ученых, заставляет школьников более требовательно относиться к себе, к учебе. Дети учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и отстаивать свою точку зрения, осознавать возможности. В юном возрасте проба своих сил в различных областях знаний, получение первых существенных успехов является мощным стимулом для занятий делом, которое позволяет достигать лучших результатов по сравнению с другими сверстниками. Самостоятельная работа, ее творческая составляющая, является ценным багажом, полученным в этом возрасте. Это стимулирует самостоятельность в работе, приучает в раннем возрасте брать ответственность на себя и самому искать решение нестандартных проблем. Именно с такими проблемами мы чаще всего сталкиваемся в своей жизни. В юном возрасте необходимо отрабатывать методы анализа и получения информации по проблеме, развивать творческие способности. Именно эти навыки и творческие способности помогает развить научный руководитель.

Жюри детского конкурса представлено профессорами, кандидатами и педагогами институтов города. Они с большим вниманием и любовью отнеслись к будущим ученым.

Члены жюри обращали внимание на подачу материала, на соответствие формулировки темы, цели, выводов, содержание работы. Время доклада не должно превышать установленный регламент. После выступления задаются вопросы. Докладчик должен грамотно и четко отвечать, ориентироваться в той проблеме, которую затрагивает доклад. Приветствуется участие в дискуссии.

Участие в конференции, безусловно, не остается незамеченным. Главной мотивацией к успеху является не только стремление к победе, но и вознаграждение за показанные знания. Все участники конкурса получили дипломы участника конференции, а лауреаты – диплом лауреата и медаль. Лучшая работа в секции отмечена дипломом победителя и памятным знаком.

Сегодня работа конференции рассматривается в контексте Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» и образовательных стандартов второго поколения, что придает ей особую значимость и актуальность. Конференция объединяет учащихся, проявляющих способности к исследовательской деятельности, создавая условия для дальнейшей успешной реализации личностного и интеллектуального потенциала, воспитывает качества, необходимые в будущем для успешной самореализации на благо общества.

Некоторые работы не прошли отборочный тур, но не стоит отчаиваться. Просто нужно учесть ошибки и недочеты, доработать доклад и участвовать в конкурсе на следующий год. Нужно уметь проигрывать и находить в себе силы достигать намеченной цели.

Я считаю, что конкурс приносит большую пользу школьникам и выполняет основную функцию по развитию интереса к научной деятельности и поиску одаренных детей среди обучающихся в начальной школе.

Подведение итогов конференции, проведенной в 2015 году, показало, что конкурс помогает выявить одаренных детей уже на первой ступени обучения. Учащиеся с большим интересом и усердием выполняли свои работы, активно общались с интересными людьми, отстаивали свое мнение.

Количество просмотров: 4259  

Добавить комментарий

1. Опыт работы с одаренными детьми на примере подготовки к конкурсу исследовательских проектов младших школьников «Мое первое открытие» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. Преемственность работы с одаренными детьми в школе и районном методическом объединении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Интеллектуальные игры по биологии как эффективная практика в развитии одаренности обучающихся ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Изобразительное искусство как средство развития детской одаренности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Профессиональная ориентация одаренных детей в мире информационных технологий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Лучшие учатся у лучших, или Наставничество в спорте ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ВЫПУСК №106, апрель 2023
8. Занятия по декоративному рисунку как средство активизации творческой деятельности обучающихся ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Развитие способностей и особых навыков обучающихся на занятиях специальной акробатикой ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Актуальные проблемы организации ученических исследовательских проектов по обществознанию (из опыта городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5–8 классов) ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
11. Работа творческого объединения «IT для детей» в современных условиях цифрового образования Выпуск №98, декабрь 2021
12. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
13. Психолог и одаренные дети: особенности работы с одаренными детьми ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
14. Выявление и развитие математической одаренности в средней школе ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
15. Российское движение школьников как средство развития одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
16. Soft skills и одарённый ребёнок ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
17. Работа с одаренными обучающимися в образовательной организации (на примере теории графа в проектной деятельности) ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
18. Работа с одаренными детьми на уроках технологии ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
19. Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности занятий по конструированию Cuboro ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021
20. Особенности процесса обучения и воспитания одарённых детей ВЫПУСК №95, ИЮНЬ 2021

Страницы