Игры, которые нас оздоравливают!
Одна из приоритетных задач современного образования, которую ставит перед нами и Федеральный государственный образовательный стандарт – это оздоровление подрастающего поколения. Чаще всего выявление нарушений опорно-двигательного аппарата специалистами узкого профиля проходит в то время, когда ребёнок находится на пороге школы. Последние годы в детских садах увеличивается объём учебной нагрузки. Занятие умственной деятельностью у детей требует длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, что влечёт за собой снижение мышечного тонуса, общую слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида её нарушения, чтобы в школе у ребёнка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями. Ведущим фактором в гармоничном физическом развитии организма ребёнка является рациональная двигательная активность.
Наш детский сад посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Целью нашей работы является оздоровление подрастающего поколения, формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, профилактика опорно-двигательного аппарата детей через подвижные, ортопедические игры.
Большое место в нашей работе занимает профилактика и лечение нарушений осанки, а также общая тренировка организма ребенка. Основой профилактики и лечения нарушения осанки, особенно начальных степеней, является общая тренировка организма ослабленного ребёнка. Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно заниматься. Именно поэтому мы представляем адаптированные, измененные в виде игры-упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний. Она должна проходить на фоне хорошо организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учётом характера заболевания ребёнка, с применением соответствующих подвижных игр. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные в группе, в спортивном зале, на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Мы подобрали игры, которые направлены на оздоровление всего организма ребенка. Особая ценность этих игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов и быстроте реакций.
Игра – исторически сложившееся общественное явление. Большинство игр связано с двигательной активностью, проявляющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченных установленными правилами.
Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей. В игровой деятельности дети приобретают практический опыт культуры общения. Подвижные игры способствуют овладению навыками пространственной ориентировки, свободы движения, развитию координации и быстроты, укреплению нравственных и физических качеств.
Задачи подвижных игр:
-расширение двигательного опыта, обогащение новыми, более сложными движениями;
-развитие физических качеств;
-укрепление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Задачи ортопедических игр:
-укрепление опорно-двигательного аппарата;
-усиление мышечного «корсета» позвоночника;
-обучение навыкам принимать и фиксировать правильную осанку;
-улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы;
-укрепление свода стопы;
-обучение массажу рук и стоп мячами-массажёрами.
Подвижные игры мы используем как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. В процессе проведения игр мы добиваемся тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперёд, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки особенно помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх должны чередоваться с дыхательными упражнениями.
Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребёнку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие.
Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. Нами регулярно проводятся родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, совместные занятия ЛФК, спортивные праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в изготовлении ортопедических дорожек, пособий для занятий лечебной физкультурой. Отношение родителей к физическому воспитанию очень важно, т.к. увлечение детей подвижными играми и упражнениями влияет на состояние их организма, укрепление мышечного состояния, психофизической готовности детей к обучению в школе.
Игры на укрепления осанки, мышц спины и брюшного пресса
«Рыбки и акулы»
Цель: совершенствовать навыки правильной осанки, в различных исходных положениях, с различными движениями рук, укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движения.
Выбирают водящего – акулу, остальные дети – рыбки. По сигналу «Раз, два, три-лови!» ребята разбегаются по залу, а водящий их ловит, дотрагиваясь рукой. Чтобы спастись от погони водящего, игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.
Пойманные отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот втянут, руки внизу).
«Морская фигура»
Дети взявшись за руки, образуют круг. Стоя лицом к центру, размахивая руками вперёд-назад, они произносят слова: «Волны качаются – раз, волны качаются – два, волны качаются – три, на месте фигура замри!» после слова «замри» ребята принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени и т.п. преподаватель выбирает «лучшую фигуру» – ребёнка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Принятую после слова «замри» позу нельзя менять. при повторении игры необходимо придумать новую позу. Кто не сумел сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующие упражнения по указанию воспитателя.
Игры и упражнения для профилактики плоскостопия
«Стирка»
Оборудование: платочки или салфетка.
На полу перед детьми платочки. Пальчиками ноги собираем платочек в гармошку и отпускаем – 2 раза (стираем). Затем меняем ногу и то же самое собираем платочек в гармошку (отжимаем).
«Загрузи машину»
Оборудование: машинка, палочки, карандаши.
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочерёдно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний ребёнок складывает в машину.
Игры-упражнения для укрепления мышц брюшного пресса
«Русалочка»
И.п. – сидя на коленях, руки в стороны. 1-2-сесть на правое бедро, правую руку дугой вниз-влево.
3-4-принять исходное положение.
5-8-то же в другую сторону.
«Кит»
И.п. – лёжа на спине, руки к плечам.
1-2-сесть руки вверх.
3-6- потрясти расслабленно кистями (кит пускает фонтан)
7-8- принять и.п.
«Медуза»
И.п. – лёжа на спине, ноги врозь, руки в стороны.
1- группировка лёжа на спине: ноги согнуты, обхватить голени руками, голову поднять (когда начинается шторм, медуза сжимается в комочек и опускается на дно)
2-3-держать
4- принять и.п. (когда шторм прекращается медузы всплывают на поверхность)
«Катамаран»
И.п. – сидя, руки в упоре сзади, ноги слегка приподнять.
1-10- имитировать нажимания ногами на педали.
Упражнения на укрепления мышц спины
«Рыбка»
И.п.- лёжа на животе, руки вытянуты в перёд.
1- поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги.
2- принять и.п.
«Морская звезда»
И.п.-лёжа на животе, руки вытянуты в перёд.
1- поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги.
2- развести руки в стороны, ноги врозь.
3- руки вперёд, ноги вместе.
4- принять и.п.
«Плавание брассом»
И.п.- лёжа на животе, руки вытянуты вперёд.
1- поднять голову, верхнюю часть туловища, руки.
2-7-движение руками, имитирующие плавание брассом.
8- принять и.п.
Литература:
1. Бабенкова Е.А. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. «Лечебная физическая культура в детском возрасте» – СПб.: Речь, 2007.
Количество просмотров: 10370 |
Комментарии
Гость опубликовано
Страницы
Добавить комментарий