Формирование социальной активности подростков средствами музейной педагогики
ФГОС основного общего образования четко прописывает для педагога, какие цели должны быть им достигнуты к моменту выпуска учащегося из школы, буквально прописывает «Портрет выпускника средней школы», то есть перечень его личностных характеристик [2]. Особая роль в этом стандарте отводится формированию социальной активности учащегося, как одной из важнейших целей обучения. Социальная активность – это характеристика способа жизнедеятельности социального субъекта, заключающаяся в сознательной направленности его деятельности на преобразование социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении актуальных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств [1]. Как видно из определения, понятие трактуется очень широко, и так же широко рассматривается в учебном процессе.
Почему же так важен именно этот аспект? На мой взгляд, все предельно просто: социально активный человек не мирится с какой-либо неустроенностью в обществе, если ему не нравится, что в микрорайоне, где он живет много аварийных деревьев, он предпримет какие-либо меры по решению этого вопроса. И не важно, какими путями он этого достигнет – сам организует их спил или привлечет кого-то. Социально же неактивный человек, будет ждать, пока кто-нибудь придет и, наконец-то, все решит, все приведет в порядок (в лучшем случает, попробует сам спилить одно-два дерева). А значит, что уровень условий, которые будет создавать для себя и окружающих социально активный человек всегда будет на порядок выше. И задача педагога – создать условия для воспитания именно такого человека.
И очень хорошо помогает в формировании данной личностной характеристики музейная педагогика. В качестве опоры возьмем опыт работы городского центра физической культуры и патриотического воспитания «Виктория», реализующего программу школы «Юный экскурсовод».
В рамках занятий учащиеся получают краеведческие знания, формируют навыки ведения поисковой, исследовательской, экскурсионной деятельности. Имеют возможность участвовать в мероприятиях различного направления и масштаба. Рассмотрим, какие конкретно формы работы помогают повышать непосредственно социальную активность подростков.
Во-первых, форма проведения занятий. Материал дается таким образом, что ученики с первого же дня имеют возможность не только слушать, а активно включаются в обсуждение. Ведь изучаемые темы очень близки ребятам, будь то виртуальная экскурсия в известный музей (ведь у них в школе тоже есть самый настоящий музей!) или краеведческая урок о родном городе. Они начинают вспоминать о том, что им когда-то рассказывали бабушки и дедушки, соответственно глаза у ребят загораются, появляется мотивация прийти на занятие еще раз.
Во-вторых, часто индивидуальный характер поисковой работы создает чувство ответственности за то, чтобы довести ту работу, которую ученик сам, лично делает до конца, а потом еще и рассказать об этом другим ребятам или даже ученикам. Подросток самостоятельно прорабатывает весь имеющийся материал, ищет что-то дополнительно, а, значит, изучаемая тема надолго останется в его памяти. Но, кроме этого, ученик приобретет дополнительные навыки, в том числе, и социального характера.
В-третьих, как уже отмечалось выше, ученик имеет возможность участвовать в различных конкурсах и конференциях. И чем же интересны данные формы? А вот чем. Готовя сообщение, доклад и т. д. подросток учится ставить цели, определять задачи, которые необходимо выполнить, чтобы поставленная цель была достигнута. А также отвечает на вопросы: «Для чего я это делаю? Почему именно эту тему я считаю важной?» Согласитесь, суметь задать себе такой вопрос в нужный момент иногда бывает очень непросто.
Конкурсы подходят к этой задаче немного с иной стороны. Здесь на первый план выходит возможность для подростка себя реализовать в реальной среде, применив имеющиеся знания и навыки в реальной ситуации. Например, городской конкурс «Экскурсовод школьного музея». Участвуя на различных этапах, подросток учится «подавать себя» с нужной, правильной стороны. Учится говорить так, чтобы его мысли были услышаны правильно; держаться на сцене так, будто он настоящий артист; выступать так, чтобы тем, кто слушает его, хотелось слушать еще. И финалистами конкурса становятся те, кто смогли этого достичь, те, кто выдержали сложнейший отбор в несколько этапов. А кто не прошел в финал получают незабываемый опыт, на примере своих ровесников они видят к чему нужно стремиться, появляется стимул к самосовершенствованию. У ребенка необходимо стимулировать желание развиваться, участвовать в других мероприятиях, жить насыщенной и активной жизнью
Таким образом, музейная педагогика включает в себя широкий спектр возможностей для реализации подростка. Индивидуальный подход позволяет ученику «расти» в той области, которая его заинтересовала. А заинтересованность – это первый шаг к воспитанию социально активного человека. Человека, неравнодушного к тому, что происходит вокруг.
Список использованной литературы
- Волович В.И. (ред.) Социологический справочник, 1990 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Количество просмотров: 8379 |
Добавить комментарий