Повышение квалификации руководителя школьного музея как целостная, динамичная система

 
 

Куликова Валентина Михайловна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

руководитель музея Боевой славы,

заведующая информационно-библиотечным центром

МБОУ СОШ № 15 г. Новосибирска

 

Повышение квалификации руководителя школьного музея как целостная, динамичная система

Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

А. Дистервег

Реализация новых стандартов на всех ступенях общего и профессионального образования требует соответствующей подготовки руководящих и педагогических кадров как в системе высшего профессионального образования, так и в системе дополнительного профессионального педагогического образования: педагоги должны овладеть компетенциями, необходимыми для реализации ФГОС [1]. В связи с этим весьма актуальной задачей является повышение квалификации педагога, в нашем случае – педагога дополнительного образования – руководителя школьного музея.

Обучение педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации включает в себя два циклически повторяющихся этапа – курсовой и межкурсовой, каждый из которых имеет свою направленность [2]. Процесс обучения предполагает взаимосвязь деятельности Института повышения квалификации, Центров и методических служб различного уровня (муниципальные и др.) и самого педагога.

Опираясь на свой практический многолетний опыт, я попыталась выстроить для себя некую модель повышения квалификации, которую представляю читателям.

Циклический этап повышения квалификации педагога – курсовой. Курсы повышения квалификации мы можем пройти как в очной форме, так и в дистанционной форме. Скажу сразу, что мне наиболее приемлемым видится очное обучение, так как в этом случае наряду с новыми знаниями и идеями мы получаем ещё и огромный опыт общения с коллегами, что, несомненно, даёт заряд положительной энергии и улучшает наше эмоциональное состояние.

За период работы в школьном музее я неоднократно проходила обучение на курсах, организованных МИРОНО (Музеем истории развития образования в Новосибирске и Новосибирской области), ГЦФКиПВ «Виктория» (Городским центром физической культуры и патриотического воспитания «Виктория), Городским центром информатизации «Эгида». Год от года такие курсы обновляются, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями времени.

В качестве примера расскажу о курсах 2016 года «Содержание и методика краеведения в современной школе», проводимых на базе Городского центра развития образования. Цель курсов – совершенствование методического обеспечения работы музеев образовательных учреждений, активизация их деятельности для педагогов дополнительного образования-руководителей музеев. Организаторы курсов – Главное управление образования мэрии Новосибирска и Городской центр физической культуры и патриотического воспитания «Виктория». 

Координаторы курсов – Наталья Николаевна Букарева, начальник отдела по работе со школьными музеями Городского центра «Виктория», и Светлана Анатольевна Благодарова, методист этого же отдела. Курсы ежегодно проводятся весной – в марте-апреле, и это уже позволяет нам сконцентрироваться: ведь весна – это не только яркое утреннее солнышко, это ещё и непреодолимое желание обновления!

Занятия проводились в хорошем рабочем темпе, не давая нам расслабиться: такое разнообразие площадок для обучения! Кроме Городского центра развития образования мы посетили Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка, Новосибирский педагогический университет, Новосибирский Государственный педагогический лицей имени А.С. Пушкина, Городской центр информатизации «Эгида», музеи р.п. Колывань. 

И везде новые знания, новые идеи, а, главное, новый импульс к работе! По возвращении в школы каждый воспользуется теми «подсказками», которыми щедро делились коллеги.

В Городском центре информатизации «Эгида» мы с интересом изучали правила создания мультимедийной презентации и работы с фотографией, основы ИКТ в издательской деятельности школьного музея. Ольга Витальевна Костина, начальник информационно-издательского отдела МКУДПО ГЦИ «Эгида», редактор электронной газеты «Интерактивное образование», рассказала, как подготовить к печати статью. Кроме того, нам представили сайт «Библиотеки сибирского краеведения».

Интересным для нас стал день, проведённый в Новосибирском Государственном педагогическом лицее имени А.С. Пушкина. Название лицея говорит само за себя: здесь есть музейная экспозиция, рассказывающая о жизни и творческом пути всеми любимого русского поэта. Изюминкой дня стала театрализованная экскурсия.

В программе курсов были рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения личностного роста ребёнка в патриотическом воспитании. С выступлением по данной теме перед слушателями выступила Валентина Степановна Пель, кандидат педагогических наук, научный сотрудник Сибирского института управления – филиала РАНХиГС. А координаторы курсов Наталья Николаевна Букарева и Светлана Анатольевна Благодарова подробно осветили вопросы подготовки музея к аттестации и паспортизации, работы музея над грантами; а также рассказали об особенностях подготовки и проведения экскурсий в музее и организации профильной смены на базе школьного музея. 

Руководители музея Аэрокосмического лицея провели для нас обзорную экскурсию по музею и поделились опытом работы. А опыт у них огромный: это и экскурсионная и лекторская работа, это и учебная практика в школьном музее, это и поисково-исследовательская деятельность. Музей лицея неоднократно становился победителем и лауреатом конкурсов и научно-практических конференций разного уровня.

Каждый раз с интересом слушаем выступления Татьяны Владимировны Мжельской, кандидата исторических наук, доцента Новосибирского Государственного педагогического университета. Татьяна Владимировна рассказала об организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном музее и провела для нас экскурсию в Археологический музей университета.

Насыщенным, интересным и результативным был предпоследний день занятий на курсах: мы все дружно выехали в посёлок Колывань, где знакомились с особенностями музейной педагогики в образовательных учреждениях Колыванского района. Удивительно тепло и сердечно встретили нас там! Мы воочию увидели, в каких условиях (отличных от наших городских) трудятся руководители музеев. Малокомплектные школы, сложный социум, но как удаётся педагогам заинтересовать ребят краеведческой работой! Мы увидели работу Детского Дома творчества, где познакомились с увлечёнными людьми, с удовольствием передающими свои знания и умения детям.

В последний день занятий, как обычно, мы защищали свои проекты, статьи, презентации. Вот здесь-то мы и убедились в той огромной пользе, которую принесли курсы: обмен опытом и просто новые знакомства с разными по возрасту и по характеру людьми, но всё же единомышленниками! Только послушайте, какое разнообразие тем выступлений: «Актуальные вопросы деятельности школьных музеев», «Как привлечь посетителей в музей», «Работа с активом музея», «Поисковая и исследовательская деятельность в музее образовательного учреждения», «Музейные занятия как основа социализации личности», «Слёт единомышленников» и многое другое. Мы поняли, насколько увлечённые люди нас окружали все эти две недели. 

Защита проектов, статей, презентаций. Вручение свидетельств. Финальная песня. Обмен сувенирами, телефонами, адресами. Приглашения в музеи. Конец учёбы? Мы единогласно решили: нет, это только начало сотрудничества!

Курсы по музеологии – это, конечно, важная составляющая повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Но хочу отметить огромное практическое значение курсов в Городском центре информатизации «Эгида»: ведь для более грамотного оформления своих работ (текстов экскурсий, мультимедийных презентаций, статей и т.д.) нужно владеть и навыками работы на компьютере, знать основы информационно-коммуникационных технологий и современных сервисов, уметь применить всё это на практике.

С моими коллегами я неоднократно посещала курсы в «Эгиде», как очные (Intel), так и очно-дистанционные (очно-дистанционный курс» TEO Новосибирск). Цель таких курсов – формирование современных ИКТ-компетенций педагогов в организации проектной деятельности с использованием сетевых сервисов Web 2.0. Образовательные сервисы Web2.0 – признанный современный инструмент педагога, поскольку позволяют вывести на новый уровень совместную или индивидуальную проектную, исследовательскую деятельность обучающихся, организацию учебного общения, обмена информацией, ее структурирования, создания новых информационных ресурсов [3].

Нельзя сказать, что с окончанием курсов заканчивается и наше обучение. Если на этом остановиться, то очень скоро захочется чего-то нового. Ведь время не стоит на месте, и нам надо шагать в ногу с ним!

Вот тут-то и начинается межкурсовой этап повышения квалификации. Он занимает больший промежуток времени, нежели курсовой, и поэтому он более трудоёмкий – ведь нам приходится совмещать обучение с повседневной работой, которая требует от нас большой отдачи времени и сил. Как же совместить, как говорится, «приятное» с «полезным»? С удовольствием отмечу: у нас в Ленинском районе это вполне решаемо. Вот уже более десяти лет работает, причём достаточно успешно, районное методическое объединение руководителей школьных музеев (http://wiki.nios.ru/index.php/%D0%A0%D0%9C%D0%9E_%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B5%D0%B2_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%D0%B0), работу которого я и возглавляю вместе с Ольгой Вячеславовной Горбачёвой, специалистом отдела образования администрации Ленинского района. 

В плане работы РМО не только проведение экскурсий и массовых мероприятий, но и разнообразных семинаров для руководителей музеев. Ежегодно в районе мы проводим цикл семинаров – теоретических, практико-ориентированных, обучающих; мастер-классы, фестивали. Каждый может поделиться с коллегами опытом своей работы, задать вопросы и получить на них ответы. Именно на таких семинарах и повышается мастерство наших педагогов. Вот некоторые темы наших семинаров: «Роль школьного музея в воспитании гражданской позиции школьников», «Работа с источниками как средство повышения эффективности исторического исследования», «Формы работы с активами школьных музеев», «Музеи города Новосибирска и Ленинского района как ресурс воспитания патриотизма и гражданственности школьников» и др. Часто на наши семинары мы приглашаем гостей: педагогов Городского центра «Виктория», членов районного Совета ветеранов.

Кроме того, мы активно посещаем городские и региональные семинары и конференции. Так, например, в 2012 году успешно занимались на Практическом семинаре «Вики-технологии и сервисы Google» (http://wiki.nios.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%8B_Google_15.11.2012); в 2013 году мы были участниками работы Практического семинара «Вики и HTML» и Городского круглого стола «Сетевые сервисы в образовании».

Активно включаются наши педагоги в работу Городских научно-практических конференций, районных межведомственных педагогических чтений; ежегодно мы проводим районный фестиваль музеев, где каждый педагог готовит и проводит открытые мероприятия для коллег и учащихся. 

Можно много перечислять и названия курсов, и темы семинаров, но нельзя не увидеть той несомненной пользы, которую они приносят. В результате постоянного обучения и повышения своих компетенций и компетентности, наши педагоги активнее включаются в работу и школьных музеев, и районных фестивалей, педагогических чтений; районных и городских научно-практических конференций. Нам всегда есть о чём рассказать и каким опытом поделиться. И делаем мы это с удовольствием! А самое главное, выигрывают от этого и наши воспитанники. Посудите сами: когда мы говорим о качестве относительно образования, то выделяем специфические составляющие этого процесса. И одной из главных является профессионализм педагога. Именно от уровня его квалификации, его подготовленности, его мотивированности будет зависеть успех всего образовательного процесса. И прежде всего успех учеников в образовательной деятельности.

Список источников

  1. Подготовка работников образовательных учреждений к введению Федеральных Государственных стандартов. Новосибирск, 2012 [Электронный ресурс] URL: http://mmcbag.ucoz.ru/fgos/fgosooo/sbornik_programm.pdf) (дата обращения 04.04.2016)
  2. Условия совершенствования системы повышения квалификации педагогических работников [Электронный ресурс] URL:  http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2706) (дата обращения 04.04.2016)
  3. Учебные проекты средствами сетевых сервисов Web 2.0.в деятельности учителя-предметника как условие реализации ФГОС  [Электронный ресурс] URL: http://egida.nios.ru/edu/uchebnye-proekty-sredstvami-setevyh-servisov-web-20v-deyatelnosti-uchitelya-predmetnika-kak (дата обращения 07.04.2016)
Количество просмотров: 11374  

Комментарии

Спасибо за интересный рассказ!
Если бы не вы, не вы, не вы Не было б меня, меня, меня.... С наступающими праздниками: музейщикам дороги и Первомай, и Святая Пасха
Пишу вам вновь, хоть предыдущее посланье было невинным, но не опубликовано оно.... Ваша неутомимая энергия вдохновляет меня на написание различных заметочек, курсы ежегодные... Спасибо вам за всё!
Наталья, смею заметить, что данная статья - плод нашей совместной работы: тематические беседы, круглые столы, мастер-классы, курсы, семинары, фестивали, конференции... Поэтому СПАСИБО Вам и всем нашим коллегам!
вдохновляюще
Спасибо, Татьяна!

Страницы

Добавить комментарий

1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы