Слёт единомышленников как средство социализации актива школьного музея
Свою историю «Информационно-экономический лицей» ведёт с 1986 года. Именно тогда, в середине восьмидесятых, начала работу средняя общеобразовательная школа № 174 на Юго-Западном жилом массиве. Вдали от образовательных, культурных и научных центров Новосибирска школа должна была стать одним из рядовых учебных заведений. Однако всё сложилось иначе. Возможно потому, что её коллектив во главе с бессменным директором, руководителем высшей категории, Заслуженным учителем РФ Надеждой Ивановной Зулиной, с самого начала сделал ставку на инновации, на принципиально новый подход к преподаванию. Менялась страна, менялись люди и, конечно же, их представление о будущем.
С 1991 года школа первой в районе перешла на новый экономический механизм хозяйствования, что позволило добиться существенных успехов в развитии материальной базы. Школа чутко реагировала на изменения в области образования, учитывала инновации во всех перспективных областях, одной из первых выбрала новое направление в собственном развитии. Итогом стало решение коллегии Главного управления администрации Новосибирской области от 19 июня 1992 года, в результате которого школа обрела статус экспериментальной площадки «Школа прикладной экономики».
На ярмарке «УЧСИБ-98» школа отмечена Золотой медалью за разработку концепции образовательных учреждений в современных условиях. Эксперты отметили, что «школа работает в режиме развития, деятельность экспериментальной площадки не ущемляет права учащихся на образование и не ухудшает образовательную ситуацию в школе, не противоречит стратегическим направлениям развития районной системы образования и не вызывает неконтролируемых изменений в учебно-воспитательном процессе».
В 1998 году школа № 174 прошла аттестацию с последующей аккредитацией на статус «Средняя общеобразовательная школа № 174 (с лицейскими классами)». С 1998 года в школе начали углублённо изучать информатику. Через год школа вступила в Ассоциацию лицеев и гимназий города Новосибирска. Это была серьёзная заявка на смену статуса. И уже в следующем, 2000-м году, администрация школы приняла решение выйти на повторную аттестацию, успешно прошла её и стала «Информационно-экономическим лицеем».
В 2003-м году лицей стал победителем городского конкурса «Реализация концепции модернизации Российского образования» в номинации «Информационные технологии в образовании». 2004 год принес победу в Областном конкурсе «Школа года» в рамках Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья». В следующем году лицей получил диплом на ярмарке «Учсиб-2005» в номинации «Безопасная школа» и звание лауреата первой степени городского конкурса «Новое образование – новой России» в номинации «Концепции и программы развития». В 2005-2006 годах лицей стал победителем в конкурсе общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Весомым добавлением к статусу победителя стал государственный грант в 1 000 000 рублей.
Кроме ярких общелицейских побед в списке достижений значатся и дипломы городских конкурсов «Лучший кабинет». Лучшими признавались кабинеты химии, истории, литература, начальных классов и, конечно же, информатики. И, наконец, важная личная победа, которую, впрочем, тоже можно считать заслугой лицея – его директор, Надежда Ивановна Зулина, в 2007 году победила во Всероссийском конкурсе «Лучший директор образовательного учреждения».
Согласно Концепции лицея, всё образовательное пространство учебного заведения, каждое звено образовательной среды, выполняя определённый объём функций, способствуют не узкопрофессиональной ориентации выпускников на информационно-экономические профессии, а самоопределению личности школьника на основе развития способности адаптироваться к новым социально-экономическим отношениям в обществе.
Школьный музей лицея организован в 2008 г., мне предложили стать руководителем музея, открытие состоялось в следующем, 2009 году (Приказ № 176/3 от 17.09.2009 «Об открытии Музея истории лицея»). В 2011 году музей прошёл паспортизацию (Свидетельство о паспортизации музея ПМ № 218. Приказ от 29 сентября 2011 года № 1056-од Мэрия города Новосибирска Главное управление образования).
Основная цель музея – воспитание у лицеистов чувства патриотизма, уважительного отношения к традициям своей школы, района, родного края, к истории своего народа.
Организация школьного музея начиналась с разработки концепция его развития, формулирования задач, определения объёма работы. Затем была создана инициативная группа ребят для сбора и систематизации материала об истории школы, учителях, работавших в разные годы, директоре школы, выпускниках и т.д. Мы изучали школьный архив, находили необходимые материалы в архиве города, сотрудничали с новосибирскими музеями, имеющими какую-либо информацию о школе, встречались с ветеранами педагогического труда, выпускниками школы разных лет, собирали экспонаты и оформляли экспозиции. Летопись школы создавалась на глазах – из артефактов, бумаг, устных рассказов и фотографий возникала история школы – та, которую сегодня можно увидеть на наших стендах. Впрочем, работа по обновлению экспозиции ведётся постоянно.
Основные задачи, который ставит перед собой музей, можно сформулировать следующим образом:
• знакомить детей с историей школы, района, города, страны;
• ввести учащихся в мир педагогической профессии, способствовать принятию нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие);
• расширять кругозор учеников, содействовать развитию способностей детей;
• организовывать и проводить лекции, экскурсии, встречи с ветеранами лицея и его выпускниками, заслуженными людьми района, города, с жителями микрорайона «Юго-Западный».
Экспозиции музея (стенды и витрины) представлены следующими разделами:
1. «Этапы становления школы № 174».
2. «Они первые…»
В экспозиции отражены основные вехи строительства школы. Среди экспонатов – планшет с копиями фотографий 1985-1986 годов, портреты первых учителей школы и её бессменного директора Надежды Ивановны Зулиной, памятный ключ школы, фотографии и альбом медалистов, альбомы выпускных классов.
В музее можно познакомиться с историей пионерской организации, школы. Экспозиция рассказывает о пионерской и комсомольской организациях школы № 174, представляет атрибутику этих детских объединений – пионерские галстуки, значки, пилотки, барабаны, горны, флажки и прочее.
3. «От образовательных стандартов – к образовательному эффекту».
В данной экспозиции отражена образовательная концепция развития школы: научная работа учреждения, награды и профессиональные достижения педагогов и учащихся за всё время существования школы.
4. В экспозиции «Прикладное творчество» выставлены работы учащихся лицея, показано многообразие их талантов. На стендах демонстрируются рукодельные работы учащихся, выполненные в самых разных техниках и стилях.
«Наш музей о нас самих, о наших родителях, бабушках и дедушках, – рассказывают ученики, принимавшие участие в формировании музейных экспозиций. Все экспонаты только вчера были просто вещами из нашей квартиры. А сегодня всё это выставлено в музее – поделки, грамоты, медали, классные альбомы, фотографии наших мам». Работа по созданию музея даёт возможность не только организовать детей в сплочённую команду единомышленников, но и на качественно новом уровне организовать работу с родителями. То самое взаимодействие семьи и школы, о котором пишут газеты и рассказывают в телепередачах, в стенах школьного музея ощущается особенно живо. Ведь здесь есть учителя, которые учат уже детей своих первых выпускников.
Ученические династии – новое, интересное и очень перспективное направление в работе музея.
Музейные среда и атмосфера формируют общую культуру ребёнка, способствует становлению его личности, развивают и формируют навыки межличностного общения. Школьный музей активно участвует в социализации подростков, помогает развивать в учащихся исследовательскую активность, творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний, активно участвует в формировании личности третьего тысячелетия.
Май всегда очень сложный, напряжённый и хлопотный месяц для любой школы. Хотелось сделать в конце учебного года праздник и для лицеистов, и для взрослого населения нашего лицея. Идея проведения «Слёта единомышленников» возникла совершенно случайно в 2011 году, практически на пустом месте. Посмотрела календарь и ЭВРИКА! ДЕНЬ ПИОНЕРИИ! По инициативе молодёжного центра «Лидер» и творческой группы музея «ИСТОРИЯ ЛИЦЕЯ» в День пионерии провели первый слёт 19 мая 2011 года, второй – в 2012 году 17 мая. Первый слёт был посвящён истории пионерского движения в России: как оно возникло, традиции, преемственность, эмблема, атрибутика и т.д. На этом слёте было принято обращение участников слёта для будущих поколений.
Тема второго слёта: «Антология пионерской песни». Для гостей был разработаны буклет «Антология пионерской песни» и анкета-викторина, напечатан песенник пионерских песен, разосланы пригласительные.
2015 юбилейный год мы решили завершить проведением 8 мая третьего слёта «Звёзды, которые мы зажигаем» и тематически посвятили его нашей великой Победе, погибшему в Чечне выпускнику школы, выдающимся ученикам лицея, нашим звёздочкам! В рекреации школы на третьем этаже была организована музейная экспозиция «Аллея памяти и славы», которая отражает исторические события Великой Отечественной войны, локальные войны и наши дни. На открытие была приглашена Нина Васильевна Гараничева, мама погибшего в Чечне выпускника нашей школы Гараничева А.А., мемориальная доска которому установлена в лицее в 2004 году. Литературно-музыкальная композиция завершилась фестивалем строевых песен 4-7 классов в актовом зале.
Говоря о социализации актива музея, хочется рассказать о сотрудничестве с центром «Виктория». Четвёртый год в нашей школе работает «Школа юного экскурсовода», занятия проводятся по средам преподавателем Городского центра «Виктория» Тарасовой Анастасией Николаевной. Огромное ей спасибо! Обучение детей проводится для нескольких школ Ленинского района: ИЭЛ, 50, 129, 66. По завершении курса обучающимся выдаются свидетельства об окончании данного курса.
Музейная среда и атмосфера взаимоуважения формируют общую культуру ребёнка, способствуют становлению его личности, развивают и формируют навыки межличностного общения. Школьный музей активно участвует в социализации подростков, помогает развивать в учащихся исследовательскую активность, творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний, активно участвует в формировании личности третьего тысячелетия.
Количество просмотров: 15410 |
Комментарии
Елена Таран опубликовано
Наталья опубликовано
Наталья опубликовано
Валентина опубликовано
Наталья опубликовано
Страницы
Добавить комментарий