«Я и мой класс»: рефлексивно-деловая игра для 5-7 класса

 
 

Литвинова Юлия Сергеевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей  № 9» г. Новосибирска

 

«Я и мой класс»: рефлексивно-деловая игра для 5-7 класса

Сегодня все чаще начинают говорить об инклюзивном образовании. Данный вид образования закреплен в «Законе об образовании в Российской Федерации», условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах. Многие образовательные учреждения в своих уставных документах также прописали готовность к введению инклюзивного образования, но утверждать, что к этому готовы все педагоги и ученики нельзя. Для того, чтобы адаптация каждого ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями прошла успешно, необходим комплекс мероприятий. В том числе и цикл классных часов, позволяющих безболезненно «вписать» каждого ребенка в классный коллектив.

Рефлексия – это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования. (1)

Форма рефлексивно-деловой игры позволяет учащимся взглянуть на себя и свои действия со стороны, осознать и осмыслить проблему (если она присутствует), а учителю не только определить проблему, но и увидеть перспективу дальнейших действий по ее решению.

Сценарий данной игры может быть откорректирован в соответствии с возрастными особенностями младшей школы и быть использован в 1-4 классах.

Цель: создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей.

Этапы игры

  1. Активизация и мотивация участников.

Каждый заходящий в класс рисует себя на доске или на листе ватмана в виде какого-то предмета. Такая разминка позволяет настроить ребят на игру. Также наглядно показывает, что каждый человек отличается от других и в собственном восприятии и в восприятии окружающих.

  1. Определение цели и конкретного предмета рефлексии.

Для учащихся 5-6 класса цель можно озвучить или записать на доске (вывести на слайде в презентации). В 7 классе можно попросить школьников самостоятельно сформулировать цель игры, с учетом того, что получилось на этапе активизации.

Цель: Подумать, если мы все такие разные, как мы будем учиться вместе? Будет ли это нам мешать быть единым классом, коллективом?

Предмет рефлексии (пишет учитель на доске, или выводит на слайде): индивидуальные особенности каждого человека, особенности коллектива.

  1. Создание и обсуждение модели предмета рефлексии.

Учитель рассказывает школьникам о том, как различаются люди: темперамент, характер, внешность и т.д. (см. Приложение 1). Может быть организована и беседа с учащимися, особенно если это дети 7 класса, у которых уже больше обществоведческого опыта. Упор в лекции или беседе необходимо сделать на то, что внешние отличия не делают людей хуже или лучше. Оценка человека зависит от его поведения, поступков.

 После этого можно приступить к обсуждению классного коллектива. Попробовать создать его модель, обговорив с детьми критерии: количество человек, разделение по гендерному признаку, приоритеты, главные ценности, отсутствие или наличие аутсайдеров и т.д.

Можно сравнить классный коллектив с другими группами: театральной труппой, футбольной командой и др. и выяснить, в чем отличия и сходство.

  1. Первичное самоопределение.

После обсуждения модели класса, начинается обсуждение необходимости отличий коллективов и людей, его составляющих, друг от друга. Каждый высказывает свое мнение. Педагог просит ребят определиться с позицией: отличается ли он от других детей в классе? Насколько? Волнует ли его это?

Для того, чтобы наглядно посмотреть разброс мнений в классе, можно провести игровую дискуссию «Шкала» (2) на тему «Хочу ли я быть «белой вороной»? Предварительно учитель объясняет термин «белая ворона» (человек, который резко выделяется на фоне коллектива своим поведением, внешностью или жизненной позицией). Далее просит учащихся разделиться на группы: одна группа, участники которой согласны («да»), занимает место на определенной учителем части класса; другая, участники которой считают «нет» – на своей части класса, отдельно садится группа неопределившихся («не знаю»).

Каждая из групп готовит аргументы в защиту своей позиции. Если в процессе выступления групп кто-то из участников меняет свою точку зрения, он может переходить в другую группу.

После выступления всех групп учащиеся выходят на следующий этап игры.

5. Обсуждение результатов.Идет беседа, регулируемая учителем. Здесь необходимо четко направлять разговор, чтобы он не вышел за рамки темы и не превратился в обсуждение конкретных людей.

Плохо ли быть «белой вороной»? Плохо ли отличаться друг от друга? Есть ли «белые вороны» в классе (без фамилий, если ответ положительный)? Есть ли в классе проблема неприятия «белых ворон»? Если да, что делать?

 Если «Шкала» показала, что большинство в классе не принимают и не хотят принимать и понимать «белых ворон», то можно утверждать. Что в коллективе существует проблема, которую необходимо решать. Задача педагога составить план мероприятий для решения данной проблемы. Но это же и означает, что цель игры достигнута, так как она показала наличие или же отсутствие проблемы принятия школьниками учащихся, выделяющихся чем-либо из общей массы коллектива (будь это ребенок, страдающий избыточным весом, гиперактивный ребенок или инвалид).

6. Подведение итогов.При подведении итогов возвращаемся к цели игры: подумать, если мы все такие разные, как мы будем учиться вместе? Будет ли это нам мешать быть единым классом, коллективом?

 Отвечая на эти вопросы, учащиеся должны задуматься над тем, а что отличает их от других детей класса, а может ли класс быть именно единым коллективом, если в нем не принимают, отторгают «не таких, как все».

Примечания

1. Битянова М.Р. Игра как метод решения школьных проблем, или Как разработать и провести деловую игру, М, 2013, С.30.

2. Там же, С.38.

3. http://lektsii.com/9-23472.html

4. http://psyznaiyka.net/view-temperament.html?id=vidi-temperamentov

5. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/harakter-cheloveka.html

Приложение 1. Материал для теоретической лекции

Количество просмотров: 14294  

Добавить комментарий

1. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы