Специальные образовательные условия для развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

 
 

Ладыгина Ирина Александровна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МБОУ города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 90

с углубленным изучением предметов ХЭЦ»,

дошкольный уровень образования

 

Специальные образовательные условия для развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же,

что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом,

на ином пути, иными средствами, и для педагогов особенно важно знать

своеобразие пути, по которому он должен провести ребенка.

Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же,

что и нормальный, следует применять совершенно особые средства.

Л.С. Выготский

В современных условиях значительно возрастает ответственность тех, кто создает специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Специальные образовательные условия – это специальные образовательные программы, методы обучения и воспитания, учебники и учебные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем образовательном учреждении (ДУО МБОУ СОШ № 90) функционируют три группы компенсирующей направленности. Группу компенсирующей направленности «Жар-птица» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья: дети с ранним детским аутизмом, двигательной патологией-ДЦП, синдромом Дауна и дети с отклоняющимся развитием разного генеза. Эти дети имеют комплексные органические нарушения, что значительно затрудняет коррекционную работу. Состояние этих детей препятствует освоению образовательной программы ДУО без создания специальных условий воспитания и обучения. Наша задача состоит в создании условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии, открывающих возможности для его позитивной социализации. Коррекционно-развивающая работа строится комплексно всеми специалистами ДУО.

Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:

– результаты комплексной диагностики развития ребенка;

– индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

– характеристику динамики освоения ребенком адаптированной программы по образовательным областям.

Разработка индивидуальной коррекционной программы на ребенка с ОВЗ начинается с медико-психолого-педагогического Консилиума. Задачами Консилиума является:

– выявить ребенка, нуждающегося в особых условиях развития по запросам родителей (законных представителей), воспитателей или по заключению городской ПМПК;

– провести углубленную диагностику развития ребенка каждым специалистом;

– выделить главную проблему ребёнка и сформулировать рекомендации каждого специалиста;

– коллегиально обсудить материалы проведенной диагностики и по результатам составить индивидуальный маршрут развития ребенка или дать направление на городскую ПМПК;

– подобрать методики и технологии для проведения коррекционно-развивающих мероприятий;

– заполнить индивидуальную карту развития ребенка;

– пригласить родителей на Консилиум со специалистами. Ознакомить с рекомендациями консилиума и подписать их;

– воспитателям группы предоставить рекомендации Консилиума для осуществления коррекционно-развивающих мероприятий на определенный период (который для ребенка подбирается индивидуально);

– провести оценку эффективности коррекционно-развивающей работы всеми специалистами Консилиума.

Сложность осуществления коррекционно-развивающей работы связана с разноуровневой и разновозрастной категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей с тяжелыми психическими нарушениями коррекционную работу проводим по индивидуальным программам с акцентом на социализацию и формирование практически ориентированных навыков.

Формы образовательно-коррекционного сопровождения:  ндивидуальная работа, подгрупповая работа, групповая непосредственная образовательная деятельность, взаимодействие родителя с ребенком дома при консультативной поддержке специалистов.

В своей работе используем различные технологии и методические приемы:

– для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения проводим различные виды гимнастик и упражнений: артикуляционная и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки и упражнения на релаксацию, гимнастика пробуждения, «гимнастика мозга» и т. д.;

– тесты и упражнения на межполушарное взаимодействие, опираясь на программу А.В.Семенович и уровневую организацию ВПФ А.Р.Лурии;

– дыхательные и глазодвигательные упражнения.

Со всеми воспитанниками группы по пятницам (конец тематической недели) проводятся комплексные занятия на повторение и закрепление материала лексической темы в интересной и разнообразной форме совместной деятельности. Занятие проводят воспитатель, педагог-психолог, учитель-дефектолог или учитель-логопед.

Эти занятия способствуют:

– закреплению пройденного материала;

– расширению личного опыта;

– взаимодействию всей группы воспитанников;

– развитию партнерских отношений между взрослыми и детьми.

Для введения инклюзии и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся интегрированные занятия совместно с детьми общеобразовательных групп: «Музыкальная гостиная», совместные праздники, театрализация сказок. Проводятся целевые экскурсии по ДУО, они становятся активными участниками в общих праздниках.

В работе с родителями применяем разнообразные формы работы:

– работает родительский клуб «Гармония», где мы обсуждали проблемы детей с РДА, «Тревожный ребенок», «Дети с задержкой развития», «Агрессивные дети»;

– родители детей с ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в совместной образовательной деятельности: «Изготовление народной игрушки», мастер-класс с родительницей Угариной Т.А. «Создание расписных платков в технике «батик», участие в праздниках «Новый год», «8 Марта», подготовка мини-проектов (1 раз в месяц) и выставок в группе (по каждой лексической теме).

Развивающая среда – одно из условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии, открывающих возможности для его позитивной социализации. Родители – активные участники в создании развивающей среды в группе и на участке для прогулок. Все педагоги коррекционной группы «Жар-птица» работают в творческой группе «Коррекционно-развивающая деятельность с дошкольниками с ОВЗ», целью которой является создание условий для совершенствования профессиональных умений и навыков в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, профессионального общения и развития творческой активности педагогов.

Количество просмотров: 41319  

Добавить комментарий

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы