Повышение уровня педагогических компетентностей начинающих педагогов с учетом деятельностного подхода

 
 

Чекунова Лилия Александровна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

 

Повышение уровня педагогических компетентностей начинающих педагогов с учетом деятельностного подхода

В последнее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Особое внимание уделяется и профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Согласно ФГОС ДО (п.3.2.5.), педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития дошкольников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Конкретные требования к профессиональной трудовой деятельности воспитателя дошкольного возраста предъявляются в профессиональном стандарте педагога. Сочетание требований, представленных в разных нормативных документах, определяющих характер деятельности педагога, вызывает необходимость модернизации подходов к содержанию, формам, методам повышения квалификации воспитателя дошкольного образования.

В нашем коллективе успешно трудятся как опытные педагоги с высоким уровнем профессионализма, так и начинающие специалисты. В связи с этим, на фоне внедрения нового – одной из первостепенных задач коллектива становится всемерная поддержка начинающих специалистов, которые выбрали путь воспитателя. Ведь им необходимо быстро адаптироваться в профессиональном сообществе, самостоятельно и творчески решать многие вопросы, связанные с воспитанием, обучением и развитием дошкольников. Актуальность решения проблемы профессионального становления начинающего педагога указывает и характерные особенности профессиональной деятельности:

– не допускаются скидки на недостаточную квалификацию;

– высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;

– педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его, чтобы, например, проконсультироваться;

– работа воспитателя зачастую требует мгновенной и профессионально точной реакции;

– имеет место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности.

Соответственно, чтобы новоявленные воспитатели состоялись как профессионалы, необходимо искать такие подходы, которые способствовали бы постоянному повышению их профессиональной компетентности. Приоритетным в этих условиях становится деятельностный подход. Еще Б. Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Кроме того, если слушатели воспринимают не готовый материал, а открывают новое, информация становится их собственной позицией, которую они поддерживают и реализуют в педагогической практике.

На актуальность использования деятельностного подхода в работе с начинающими специалистами указывает и тот факт, что только педагоги, умеющие обучаться в деятельности, смогут успешно использовать данный подход при организации образовательного процесса с дошкольниками, как того требует ФГОС дошкольного учреждения.

В связи с этим на первом этапе молодые специалисты проходят стажировку у более опытных воспитателей, которые становятся их наставниками. Возможность начинающего педагога организовывать работу с дошкольниками совместно с профессионалом и под его наблюдением позволяет ему, в ходе непосредственной деятельности с дошкольниками, получать ответы на возникающие у него вопросы, рекомендации по проведению всех режимных процессов, советы по различным ситуациям. Это способствует эффективному применению ими имеющихся теоретических знаний и позволяет в ходе деятельности, уже без ошибок, активно формировать новые теоретические знания и практические умения и навыки. Таким образом, возможность обучаться у стажистов играет особую роль в повышении профессиональных компетентностей начинающих педагогов и, по их утверждению, является очень эффективным способом обучения.

Также в ДОУ функционирует «Школа начинающего специалиста», целью которого является помощь начинающим педагогам в формировании их профессиональных компетентностей. Занятия в данной школе проводятся 1 раз в месяц по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов, выявленных в ходе анкетирования, из индивидуальных бесед. В течение учебного года запланированы следующие занятия: «Планирование воспитательной, образовательной работы с дошкольниками», «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования», «Современные подходы к организации работы с родителями» и др. Планируя занятия в рамках «Школы начинающего специалиста», стараюсь организовать и провести их так, чтобы начинающие педагоги не были в роли пассивных слушателей, а по возможности самостоятельно добывали знания по той или иной теме.

Практика показала, что частые затруднения у начинающих педагогов вызывает планирование своей деятельности. Поэтому данная проблема была определена мною как первоочередная и с нее начинались занятия в «Школе молодого специалиста». Накануне занятия предлагала молодым специалистам познакомиться и проанализировать календарные планы опытных педагогов, изучить программу, по которой работают, познакомиться с ФГОС дошкольного образования. А в ходе занятия организовывала с ними беседу по изученному материалу, выясняла их затруднения в данном направлении. Далее, анализируя календарные планы, совместными усилиями находили ответы на интересующие их вопросы. В конце занятия молодые специалисты закрепляли полученные знания, выполняя практическую часть – составление плана воспитательно-образовательной работы с детьми на неделю. Я уверена, что знания, полученные педагогами в деятельности, будут успешно применяться ими на практике.

Эффективно формируют педагогические компетентности начинающих педагогов занятия, построенные в форме лекций-бесед и игрового моделирования. Провести занятие «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования» в форме лекции-беседы позволили предварительно изученные начинающими педагогами требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. А также непосредственная работа с данным документом в процессе занятия, в котором они самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы. Полученные знания педагоги закрепили на практике в ходе игрового моделирования и анализа предметно-пространственной среды группы.

В последнее время при организации занятий с начинающими педагогами активно использовала такие формы, как: дискуссии, семинары-практикумы, педагогические мастерские. Включение в данные занятия разнообразных приемов позволяло начинающим педагогам в процессе деятельности получать необходимые знания. Это такие приемы, как обыгрывание и решение педагогических ситуаций, имитация рабочего времени, показ и анализ режимных процессов, моделирование.

Недостаточное владение начинающими педагогами навыками практического применения имеющихся на начало трудовой деятельности теоретических знаний указывает на необходимость организации самообразования. Для этого делала подборки методической литературы и периодической печати по интересующим их вопросам.

Анализ проведенной работы, повторное анкетирование молодых специалистов, наблюдение за их деятельностью позволяет утверждать, что использование деятельностного подхода способствует повышению уровня их педагогических компетентностей. В дальнейшем планирую систематически совершенствовать свой стиль работы, используя новые, более рациональные формы и методы, позволяющие на деятельностной основе успешно формировать и развивать педагогические компетентности у начинающих педагогов.

Количество просмотров: 10041  

Добавить комментарий

1. Сетевое взаимодействие как один из интерактивных методов обучения в рамках реализации ООП ДО
2. Современные игровые технологии в ДОУ. Квест-игра
3. Повышение уровня педагогических компетентностей начинающих педагогов с учетом деятельностного подхода
4. Интерактивные методы обучения: особенности применения в дошкольном учреждении
5. Интерактивные методы обучения: особенности, результаты и эффективность применения в дошкольном учреждении
6. Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей
7. Формирование правильной социальной ориентированности у детей дошкольного возраста
8. Создание предметно-развивающей среды в группе детей с общим недоразвитием речи
9. Наглядное моделирование и ИКТ как средство обучения словообразованию дошкольников с общим недоразвитием речи
10. Организация питания дошкольников
11. Организация пальчиковых игр и игровых упражнений с младшими детьми в период адаптации их к условиям детского сада
12. Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации в ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО
13. Метод интерактивной экскурсии в системе дошкольного образования
14. Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду
15. Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста
16. Организация предметно-развивающей среды в период адаптации детей к детскому саду
17. Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
18. Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность
19. Деятельностный подход как фактор повышения уровня сформированности целостной картины мира дошкольников
20. Деятельностный подход в ТРИЗ-технологии

Страницы

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы