Сетевое взаимодействие как один из интерактивных методов обучения в рамках реализации ООП ДО
Поиск новых эффективных методов и форм образования дошкольников – одно из приоритетных направлений развития дошкольной образовательной организации. Одной из таких форм, на наш взгляд, является сетевая форма реализации образовательных программ, о которой говорится в Законе «Об образовании в РФ» (273-ФЗ, глава 2, статья 15, пункт 1). А именно: «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций».
В настоящее время дошкольное учреждение, принявшее решение об организации сетевого взаимодействия с образовательными организациями, сталкивается со следующими проблемами:
– неоднозначное понимание в педагогическом сообществе того что такое «сетевая форма реализации образовательных программ»;
– недостаточная нормативно-правовая основа для организации сетевого взаимодействия;
– отсутствие механизмов организации сетевого взаимодействия;
– необходимость разработки единой программы для сети образовательных организаций.
ФГОС ДО 2.11.2.: Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
Изучив образовательные потребности родительской общественности, мы приступили к налаживанию сотрудничества с теми образовательными организациями, которые находятся в шаговой доступности к нашему детскому саду. Следующим этапом было разработка, совместное обсуждение договоров сотрудничества и перспективных планов. В настоящее время МАДОУ д/с № 439 осуществляет сетевое взаимодействие (на основе договора) со следующими организациями:
– МБОУ СОШ № 87;
– МКУК ЦБС Дзержинского района библиотека им. М. И. Цветаевой;
– ДШИ № 14.
Сетевое взаимодействие является частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), формируемой участниками образовательных отношений, с учётом специфики социокультурных условий. Поэтому сетевое взаимодействие построено в логике структуры ООП ДО и имеет целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел
Целью ДОУ в установлении сетевого взаимодействия является расширение форм и возможностей ДОУ для эффективной реализации ООП ДО. Для реализации цели намечены задачи:
– расширение форм и возможностей в социально-коммуникативном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии дошкольников;
– укрепление сотрудничества между педагогами ДОУ, семьями воспитанников и социальными партнёрами;
– создание условий для дальнейшего развития выпускников ДОУ;
– создание условий для успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе.
Организация сетевого взаимодействия дает следующие результаты:
– взаимодействие с социальными партнёрами способствует расширению представлений дошкольников в социально-коммуникативном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии;
– совместные мероприятия вызывают у детей активный интерес, живой отклик, способствуют осуществлению поддержки детской инициативы;
– сотрудничество педагогов, родителей и социальных партнёров стало осознанным и результативным;
– полученный родителями опыт взаимодействия с социальными партнёрами в области художественно-эстетического развития способствует дальнейшему (за рамками детского сада) развитию детей;
– открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя) способствует осознанному выбору родителями Программы школьного обучения и учителя, а также успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе; снятие тревожности у родителей по поводу поступления детей в первый класс;
– результатом доброго партнёрства является, защищённость мира детства.
Содержательный раздел
Сетевое взаимодействие в рамках социально-коммуникативного развития дошкольников:
Социальные партнёры |
Содержание |
Формы и методы сотрудничества |
МБОУ СОШ |
Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие базовых качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для успешного развития личности ребёнка. Цель реализуется через содержание, направленное на: *усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; *развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми, сверстниками и детьми постарше; *становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; *развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и детьми постарше; *формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; *формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, на дороге; *формирование позитивных установок к предстоящему обучению в школе. |
*совместные мероприятия дошкольников и школьников (театрализованные представления по ОБЖ); *экскурсии дошкольников в школу; *встречи педагогов ДОУ с педагогами МБОУ СОШ (совместный педсовет, круглый стол); *встречи педагогов МБОУ СОШ с родителями детей ДОУ (круглый стол); *посещение ННОД учителями; *посещение уроков воспитателями |
Театральные коллективы |
Выездные театральные постановки в ДОУ |
|
Автогородок |
*экскурсии в автогородок; *участие дошкольников в конкурсах, организованных руководством автогородка |
В школе можно побывать на настоящем уроке.
В школьном музее можно всё потрогать руками.
В автогородке ребята на практике отрабатывают навыки ПДД.
Сетевое взаимодействие в рамках познавательного и речевого развития дошкольников:
Социальные партнёры |
Содержание |
Формы и методы сотрудничества |
Экскурсионное бюро «Магистр» |
*развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; *формирование познавательных действий, становление сознания; *развитие воображения и творческой активности; *формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира |
Экскурсии: *познавательные, *экологические, *исторические, *художественно-эстетические, *оздоровительные, *военно-патриотические |
МКУК ЦБС Дзержинского района библиотека им. М.И. Цветаевой |
*тематические встречи в библиотеке с элементами продуктивной деятельности; *литературная гостиная; *викторины; *участие в конкурсах |
В библиотеке нас всегда встречают радушно, и ребята узнают много интересного.
В детском отделе библиотеки есть книги на любой вкус.
Сетевое взаимодействие в рамках художественно-эстетического развития дошкольников:
Социальные партнёры |
Содержание |
Формы и методы сотрудничества |
ДШИ № 14 |
*развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; *становление эстетического отношения к окружающему миру; *формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; *реализацию самостоятельной творческой деятельности детей |
*посещение детьми выставок художественно-творческого направления в ДШИ № 14; *посещение детьми концертов, и театральных постановок, организованных ДШИ № 14 |
Организационный раздел
Обеспеченность методическими материалами
Планы взаимодействия с социальными партнёрами составлены на основе комплексно-тематического планирования нашего ДОУ с учётом комплексно-тематического планирования Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015).
Парциальная программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» (С.Н. Николаева).
Парциальная программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова).
Парциальная программа «Подготовка к обучению грамоте» (О.М. Ельцова).
Авторская программа «Безопасность ребёнка в мире вещей» (Т.В. Шаерман, В.М. Черникова).
Авторская программа патриотического воспитания детей 3-7 лет «Мы – россияне» (Л.Н. Галкина, А.А. Родишева, Т.Ю. Искакова, Т.Г. Лупандина, М.Н. Коледенко).
Авторские разработки конспектов занятий ФЭМП (Т.Г. Лупандина).
Развивающая предметно-пространственная среда, отражающая сетевое взаимодействие
В результате социального партнёрства с МБОУ СОШ № 87 предметно-пространственная развивающая среда подготовительных к школе групп пополнилась атрибутами школы: кукла-учитель, рюкзак со школьными принадлежностями, макет школьного класса.
В результате экскурсий в группе появляется выставка детских рисунков или другой продуктивной деятельности, фотоколлажи, фотоотчёты, детско-взрослые проекты.
В результате сетевого взаимодействия с ДШИ № 14 предметно-пространственная развивающая среда групп пополняется атрибутами театрализованной деятельности.
В результате сетевого взаимодействия с МКУК ЦБС Дзержинского района библиотека им. М. И. Цветаевой предметно-пространственная развивающая среда групп пополняется художественной литературой, предметами продуктивной деятельности детей.
На официальном сайте МАДОУ (ds-439.nios.ru) есть вкладка «Наши партнёры», где размещены договора о сотрудничестве и планы взаимодействия.
Количество просмотров: 16495 |
Добавить комментарий