Здоровьесберегающие технологии при обучении детей плаванию

 
 

Белозерова Нина Михайловна,

музыкальный руководитель
МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

 

Здоровьесберегающие технологии при обучении детей плаванию

По данным Всемирной организации здравоохранения, нормативным определением здоровья является состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На сегодняшний день встаёт вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Одним из средств решения этой проблемы являются здоровьесберегающие технологии, внедрение которых подразумевает и обучение детей плаванию.

Но что такое здоровьесберегающие технологии? Это технологии, направленные на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса. Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. Применение здоровьесберегающих технологий актуально в случаях гиподинамии, детских стрессов, тревожности.

Можно выделить следующие виды технологий:

– медико-профилактические;

– физкультурно-оздоровительные;

– технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;

– валеологическое просвещение детей и родителей;

– здоровьесберегающие образовательные технологии.

В свою очередь здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на 3 направления:

1. Технология стимулирования и сохранения здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

Технологии стимулирования и сохранения здоровья

Игры у воды, на воде и даже под водой. Понимая значимость игры в развитии ребёнка и руководствуясь ФГОС ДО, в работе с детьми всё шире использую игровые подходы, которые обеспечивают проживание ребёнком игровых ситуаций, что способствует его полноценному всестороннему развитию. Детей всегда увлекают движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом. Особенно действенно использование любимого персонажа. У нас в бассейне это маленькая куколка «капелька». На первом этапе эта куколка поддерживает малышей, учит их не бояться заходить в воду, опускать лицо в воду, нырять. На следующем этапе появляются карточки с изображением нескольких капелек разного эмоционального характера. Капелька весёлая, испуганная, грустная, удивлённая и даже злая. Они появляются в конце занятия. Дети, зная, что капелька за ними наблюдает, стараются преодолеть трудности, решают двигательные задачи для достижения цели.

Для детей старшего возраста это уже Госпожа Капелька, которая рассказывает детям о здоровом образе жизни, о правилах поведения на воде и у воды, занимается с детьми экспериментированием и исследовательской деятельностью с водой.

Релаксация. Эмоциональное благополучие ребёнка – залог здоровья и успешности как в настоящем, так и в будущем. Очевидно, что заботиться о психологическом здоровье человека нужно с детства, а для этого необходимо знать факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на его развитие; учебные перегрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями приводят к тревожности, замкнутости, возбудимости, агрессивности и служат постоянным источником стресса. Важный момент при организации занятия – организация благоприятной атмосферы, положительной установки. Созданию атмосферы тепла, доброты, внимания, т.е. обеспечению психологического комфорта способствуют упражнения «сюжетного воображения», такие как «морские фигуры», «настроение моря», «скажи дельфину добрые слова», «золотая рыбка», «волны», «песочные картинки».

Дыхательная гимнастика. В дыхательной гимнастике существует успокаивающее и мобилизирующее дыхание. На занятиях плаванием я чаще использую успокаивающее дыхание, т.к. оно гасит избыточное возбуждение и нервное напряжение, нейтрализует последствия конфликта и снимает «предстартовое» волнение. На своих занятиях я придерживаюсь ступенчатой методики; так, в младших группах использую упражнения «ветерок», «горячий чай», «надуй шарик», «бегемотики». В старших группах уже более сложные упражнения: «отдых», «передышка», «штанга», «задуй свечу». Почти все упражнения дыхательной гимнастики в воде на вдохе выполняются над водой, а на выдохе – под водой. В этом заключается их польза и сложность. Доказано, что совмещение плавания и дыхательной гимнастики дают положительный результат.

Гимнастика для глаз. Необходима для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц, для профилактики нарушения зрения дошкольников. В бассейне использую как конкретизация упражнения: «когда плывём на груди кролем, смотрим вдаль». При выполнении упражнения «морская звезда на груди» смотрим на дно прямо перед собой. Использую «Траекторию с рыбками» из здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного, по которой дети «бегают» глазками. Это панно расположено максимально отдалённо от глаз, что позволяет снимать напряжение с глазных мышц.

Аквааэробика. Аквааэробика – это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Эффективность её – в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребёнка. Основу составляют разнообразные движения, позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Занятия посещают дети старших и подготовительных групп. Организация и проведение занятий аквааэробикой такая же, как и при плавании. Путём различных методов и приёмов занятия становятся интересными, детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления здоровья.

Корригирующая гимнастика. На своих занятиях использую упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Упражнения рекомендованы медиками. Они тесно переплетаются с ЛФК. Например, во время выполнения ходьбы на голову ребёнка кладу кораблик. Это заставляет детей держать голову и спину ровно, чтобы кораблик не упал. Упражнения для профилактики плоскостопия выполняем на массажных ковриках, в своей практике я также использую стоунтерапевтические ванночки.

Технологии обучения здоровому образу жизни

К ним относятся: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, массаж и самомассаж (например, массаж ног осуществляется при хождении по резиновым нескользящим дорожкам, а самомассаж – во время плавания). Также к технологии обучения ЗОЖ относятся занятия из серии «Азбука здоровья». Сюда входят закаливающие мероприятия, которые проводятся в заключительной части занятия путём обливания прохладной водой. Активный отдых, спортивные развлечения и праздники проводятся согласно календарному плану, на дни здоровья в бассейне стараюсь привлекать родителей воспитанников.

Коррекционные технологии

Технология музыкального воздействия. Музыка – это безопасное профилактическое средство, аналогов которому в мире нет. Она не вызывает побочных эффектов и показана каждому без исключения.

Музыкотерапию использую во время свободного плавания, на занятиях по аквааэробике. При подборе произведения опираюсь на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения использую мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.

Сказкотерапия. Сказкотерапия – это эклический метод развития личности: он объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую сказочную форму. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. В процессе воспитания детей дошкольного возраста целесообразно использовать сказкотерапию, т.к. при слушании, придумывании и обсуждении сказки у ребёнка развивается фантазия, творчество. Немаловажно и то, что ребёнок усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Одна из наших сказок называется «Впервые в бассейне». Увлекательная история позволяет детям уяснить общепринятые правила поведения в бассейне, логически объясняет необходимость их соблюдения.

Таким образом, использование бассейна в оздоровительной работе является мощным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.

Количество просмотров: 10018  

Комментарии

Спасибо большое очень подробная и полезная информация. Вы просто молодец!

Страницы

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы