Консультация для родителей «Развиваем – играя и познавая»
Не раз приходилось, проходя мимо гуляющих мам с ребятишками слышать: «не трогай, будешь грязный», «выброси быстро, «кака», «не обсыпайся песком», «не трогай палку» и т.д. Ребенок начинает капризничить, у мамы портится настроение и прогулка заканчивается, не успев начаться. Не всегда запрет – это хорошо. Иногда, запрещая, мы, не задумываясь, лишаем ребенка развития. А ведь ребёнок должен попробовать песок на ощупь, пересыпать его из формочки в формочку, бросить камень, похлопать по луже – так он знакомится с окружающим миром. А если еще мама все ощущения и действия будет проговаривать, то такая прогулка точно быстро не закончится.
Хочется отметить высказывания выдающихся людей:
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом» – И. Кант.
«...кончики пальцев рук – это второй мозг» – Йосиро Цуцуми.
«...движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» – В. М. Бехтерев.
«…речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук» – Д. Селли.
Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Дошкольник с низким уровнем развития мелкой моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Поэтому правильное методическое развитие движение пальцев и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка.
Основные этапы развития моторных навыков руки:
2-3 месяца: ребенок изучает мир своими руками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра, это первые шаги в развитии моторики.
3-6 месяцев: направляет руки ко рту, следит за движением рук.
8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребёнок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев «пинцетный захват».
10-13 месяцев: ребенок повторяет действия взрослого.
11-14 месяцев: ребёнок пытается рисовать «каракули».
12-18 месяцев: ребёнок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит чашку и ложку.
13-18 месяцев: ребёнок ставит кубик на кубик.
14-16 месяцев: ребёнок умеет соединять предметы, откручивать мелкие винтовые крышки под контролем зрения.
17-20 месяцев: ребёнок ставит 3 кубика друг на друга, держит два предмета в одной руке.
17-24 месяцев: ребёнок схватывает движущийся предмет.
18-24 месяцев: ребёнок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.
20-24 месяцев: ребёнок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины.
21-24 месяцев: ребёнок переливает жидкость из одной емкости в другую.
2-3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, рисует черточки.
3-4 года: держит карандаш, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков.
4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, складывает бумагу более чем в один слой, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела).
5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).
15 веселых заданий для детских пальчиков (для детей 5-6 лет)
– составление контуров предметов (например, стола, домика) сначала из крупных, затем из более мелких палочек;
– составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета;
– нанизывание крупных бусин, пуговиц на шнурок;
– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);
– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
– завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;
– доставание бусинок ложкой из стакана;
– наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок;
– стирание ластиком нарисованных предметов;
– комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы этой руки);
– прикрепление бельевых прищепок к натянутой верёвке;
– перебирание бусин на четках одновременно двумя руками на встречу друг другу и обратно;
– нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках);
– сжимание и разжимание эспандера;
– игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
Развивать мелкую моторику рук очень просто! Желаю удачи!
Количество просмотров: 7556 |
Добавить комментарий