Работа с социальными партнерами в МАОУ Гимназии № 15 «Содружество»

 
 

Литвинова Екатерина Валентиновна,

учитель химии высшей квалификационной категории,

руководитель школьного центра «Здоровье»

МАОУ города Новосибирска «Гимназия № 15 «Содружество»

 

Работа с социальными партнерами в МАОУ Гимназии № 15 «Содружество»

Любая серьезная работа в образовательном учреждении начинается с постановки целей:

1. Начать расширенный мониторинг обобщенных показателей состояния здоровья учащихся, так как качественно можно обучать только здоровых детей.

2. Оценить факторы риска, чтобы заняться профилактической работой на уровне изменения школьной социальной среды.

3. Проинформировать родителей о функциональных отклонениях, чтобы они могли обратиться к специалистам на ранних стадиях развития заболеваний.

В своей работе по здоровьесбережению мы опираемся на классификацию базовых истоков утомляемости и истощающего развития детей в современной школьной среде, приведенную в методической литературе В.Ф. Базарным. (1994 г.)

Им выделяются комплексы: факторов закрытых помещений, факторов телесной атонии, информационно-психогенных факторов и духовно-психических факторов. Надо отметить, что с тех пор воздействие окружающей среды стало жестче. Педагоги находятся в этой среде, организуют ее, поэтому обязаны анализировать результаты своей деятельности. Самым действенным педагогическим методом является наблюдение, и, наблюдая, мы замечаем изменения, ощущаем сложности, но часто причина бывает скрыта. Поэтому мы рады, когда нам на помощь приходят медики. Существуют государственные, городские, районные программы обследования детей.

АНО «Клиника НИИТО», Детский ортопедический центр уже несколько лет проводит обследование осанки методом компьютерной оптической топографии. Результаты передаются  родителям каждого обследованного ребенка. В первый год совместной работы, к сожалению, нам не были переданы обобщенные результаты. Мы обратились в районные органы образования и к руководителю программы Т.Н. Орловой с просьбой о получении результатов по каждой группе обследованных детей. Нас услышали, и мы имеем результаты за несколько лет. Ежегодно обследуются учащиеся 1, 5, 7, 9 (только юноши) 10, 11 классов.

Группы здоровья в процентах от числа обследованных методом КОМОТ

Год обсле-дования

Число обследо-ванных

учащихся

I-норма

I-субнорма 0-1 степень сколиоза

II- 1 степень сколиоза

III -сколиоз 1-2, 2 степени

IV-сколиозы 3 и выше степени

2013

498

0,33 – 1,56

26.04 – 29,41

55,73 - 56,86

13,07 – 16,67

0,0 –

0,33

2014

302

0,0 

16,90 -  21,65

61,04 – 69,01

12,68 – 11,88

0,0 - 

0,43

2015

468

0,54

18. 54

67,68

13,24

0,0

2016

376

1,33

49,73

44,15

4,79

0.0

2017

408

0,49

25,25

58,33

15,93%

0,0

Из приведенных данных следует, что самый низкий процент здоровых гармонично развитых детей, процент количества детей с начальной стадией сколиоза и первой степенью самый высокий.

Процентное соотношение количества учащихся со второй степенью сколиоза изменяется незначительно.

Изменения в костной системе являются следствием того, что ослабевает мышечный корсет, а он зависит от двигательной активности. Часто в школу приходят дети с ослабленными крупными мышцами спины и плечевого пояса, при письме напрягаются мелкие мышцы руки, крупные не могут их удержать. Следствием является искривление осанки. Не секрет, что дети много времени проводят в статическом положении. Родители ведут детей в бассейн, записывают в спортивные секции, кабинеты лечебной физкультуры. А мы проводим уроки на ковре, физкультминутки, динамические перемены с использованием скакалки, организуем ритмичные движения под музыку, которые называем танцами.

Возрастающее воздействие форм излучений (электронно-лучевого, «металло-звукового», мерцающе-светового) является следствием использования ламп дневного света для освещения помещений, компьютеров и смарт-досок в учебном процессе. Учащиеся видят больше плоскостные изображения, что ведет к перенапряжению отдельных групп глазных мышц. Почти каждый ребенок имеет телефон и наушники, чрезмерное их использование ослабляет остроту слуха.

По образному выражению И.Ю. Смирновой, руководителя Сибирского центра профилактики и лечения близорукости «Глазка», идет эпидемия близорукости. С 2010 года мы ежегодно обследуем учащихся по городской программе «Пятерка по зрению – пятерка по здоровью». Когда у центра была спонсорская поддержка, то детей обследовали бесплатно. Позже обследование стало платным. Результаты обследования приведены ниже. Поскольку в разные годы обследуются разные дети и выборки различны, то сопоставить данные проблематично.

Результаты обследования учащихся Гимназии 15 «Содружество» специалистами Сибирского центра профилактики и лечения близорукости «Глазка» в процентах от числа обследованных

Год 

Всего обследовано

Патология не выявлена

Миопия

Гиперметропия

Астигматизм

2010

668

53%

18%

14%

1%

2012

211

63%

11%

12%

10%

2014

289

49%

21%

23%

7%

2015

141

62%

6,5%

12,5%

19 %

2016

220

45%

25%

23%

7%

2017

203

50%

34%

9%

7%

Острота зрения

 

<=0,6

0,7-0,9

>=1,0

2010

20%

21%

59%

2012

15%

12%

72%

2014

16%

25%

60%

2015

22%

16%

62%

2016

25%

16%

59%

2017

23%

13%

64%

Установлено, что только каждый третий ребенок, имеющий остроту зрения меньше 60%, имеет очки или линзы.

Результаты обследования ученики получают в запечатанных конвертах, чтобы их они обсуждали дома с родителями, а не с одноклассниками. В центре есть специалист, который звонит родителям по контактному телефону и интересуется, все ли понятно родителям, отвечает на все возникшие вопросы.

Мы включаем в физкультминутки упражнения по тренажеру Базарного. И дарим в виде призов за участие в конкурсах, которые проводим в Неделю здоровья, магнитные дартсы. Шьем тряпочные мячи и рисуем мишени, чтобы на динамических переменах во время метания шла тренировка органов зрения и крупных мышц тела.

Организована совместная работа с районным центром «Здоровье для детей и подростков». Руководит центром И.В. Агеева. Выездная бригада медиков проводит комплексное обследование на базе нашей гимназии. Осмотр узкими специалистами и анализы проводятся в один день, что позволяет получить полную картину состояния здоровья. Обследуются учащиеся 1, 2, 3, 5, 6, 10 классов.

Результаты обследования специалистами «Центра здоровья для детей» ГБУЗ НСО ДГКБ № 6 в процентах от числа обследованных

Год обследования

Число

обследованных

Здоровые

С функциональными нарушениями

Факторов риска больше 2-х

Направлены  на до обследование

январь - февраль 2013

465

7,5%

92,5%

49,8%

нет

октябрь 2015

217

11,5%

88,5%

41%

нет

октябрь -декабрь 2016

358

23,7%

76,2%

29,8%

12.8 %

ЭКГ,

ожирение

В первый год совместной работы обследовано 465 детей (по разрешениям родителей), из них только 7,5% здоровых детей – этот показатель совпадает с показателями состояния здоровья детей в городских школах. Информация подтверждена при консультации на кафедре здоровье сбережения и ОБЖ в НИПКиПРО.

За прошедшие годы процент здоровых детей увеличился, что позволяет нам думать о правильности выбранных нами способов решения возникших проблем.

Для каждого обследованного, кроме результатов, получен план индивидуальных рекомендаций, которые через классных руководителей переданы родителям.

Комплекс исследований, проводимых районным центром:

1. Запланированное исследование содержания угарного газа в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина не проводится, потому что этот показатель зашкаливает, т.к. дети идут в школу вдоль автомобильных дорог. Это еще раз подчеркивает агрессивность городской среды.

2. Биоимпедансметрия (процентное соотношение воды, мышечной и жировой ткани). Отклонение выявляется у небольшого количества учащихся. В школе соблюдается водный режим – чистая вода находится в каждом классе.

3. Пульсоксиметрия (содержание кислорода в крови). Кислородное голодание обнаруживается у отдельных учащихся. Проветривание классов, просторные рекреации, зеленые насаждения обеспечивают высокое содержание кислорода в окружающем воздухе. Вся начальная школа охвачена школьной программой «Кислородный коктейль».

4. Стоматологическое обследование. Дети с отклонениями от нормы направляются в стоматологическую поликлинику по месту жительства.

5. Артериальная гипертензия (повышенное кровяное давление). В эту группу попадают дети с нарушением режима отдыха или особенностью ответа организма на длительную статическую нагрузку. Также сюда включены мальчики подросткового возраста, у которых наступил быстрый рост организма, и не завершилось формирование сосудистой системы.

6. Гиперхолестеринемия (анализ общего холестерина и глюкозы в крови). По результатам опроса родителей выявлены хронические заболевания печени: дискинезия желчевыводящих путей, загиб желчного пузыря, т.е. хронические отклонения.

7. Экспресс-оценка состояния сердца по сигналам ЭКГ. Можно предположить, что отсутствие регулярных двигательных нагрузок, большое количество сидячих статических поз и, как следствие, пережатие венозных кровеносных сосудов нижних конечностей, где находится « второе сердце» – система венозных клапанов, которая закладывается до 9 лет. Сказывается и недостаток витаминов в условиях длительной зимы. Рекомендуем отечественные витаминно-минеральные комплексы «Алфавит», «Пиковит», «Мультифор».

Результаты работы с медиками были заслушаны на попечительском совете, административном совете и педсовете. Учителя откликнулись и включились в здоровьеформирующую работу.

Что уже делается: М.А Боровинская, учитель биологии, ведет кружок «Я – исследователь» для учащихся начальной школы, где отрабатывается система приемов психо-физиологической профилактики.

Е.В. Литвинова совместно с классными руководителями начальной школы Т.И. Ярцевой, Г.В. Лопатиной, Л.Г. Следневой по материалам центра «Магистр» проводят занятия «Значение профилактики заболеваний органов дыхания». Динамические перемены проводят Е.В. Литвинова и Е.П. Тонких, педагог дополнительного образования, привлекая к этой работе учащихся 8 класса. Психологи М.В. Беглякова, Т.В. Тузовская проводят в начальном и среднем звене психотренинги по адаптации и снижению агрессии, развитию эмпатии, обучению способам релаксации. Сотрудники школьного центра выходят на родительские собрания для того, чтобы рассказать родителям об особенностях детского питания, о правильном дыхании, о работе всего коллектива гимназии по сохранению здоровья. Раз в четверть меняется информация на стенде «Будьте здоровы». Совместно с кафедрой информатики подготавливаются выпуски компьютерного журнала «Пульс».

С целью обмена опытом работы по здоровьесбережению проводим областные семинары для слушателей курсов НИПКиПРО. Результаты обследований состояния учащихся анализируются и доводятся до сведения общественности на конференциях, организованных кафедрой здоровьесбережения и ОБЖ НИПКиПРО, и в виде статей в интернет-образовании.

Количество просмотров: 5101  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы