Программа «Здоровье дошкольника» в рамках реализации вариативной части основной общеобразовательной программы ДОУ

 
 

Гуляева Мария Ивановна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 395 компенсирующего вида» г. Новосибирска

 
 
 

Саргина Галина Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 395 компенсирующего вида»

г. Новосибирска

 

Программа «Здоровье дошкольника» в рамках реализации вариативной части основной общеобразовательной программы ДОУ

Государство и общество уделяют особое внимание проблеме сохранения здоровья населения. К сожалению, показатели здоровья детей в современной России продолжают снижаться. Сложилось противоречие: дети, которые гипотетически должны быть самой здоровой частью населения, не являются таковой. Это вызывает обоснованную обеспокоенность педагогов и медиков.

Существуют ряд разных объективных и субъективных причин, которые объясняют плохое состояние здоровья подрастающего поколения. Это стоит учитывать при организации и построении образовательного процесса, что и предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В частности, ФГОС дошкольного образования предполагает индивидуализацию образования, построение индивидуальной образовательной траектории.

Здоровье детей – это проблема остается актуальной всегда, и это не только социальная, но и нравственная проблема. Здоровье – это источник счастья, радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общества. Лишь благодаря сотрудничеству родителей и педагогов возможно воспитать в дошкольниках привычку к здоровому образу жизни. Всем известно, что потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитать. Это необходимо делать в семье, в детском саду и далее в школе.

В нашем дошкольном учреждении в целях реализации вариативной части основной программы была разработана комплексная программа «Здоровье дошкольника». Прежде всего эта программа направлена на укрепление и сохранение здоровья детей в ДОУ. Основной целью данной программы является обеспечение высокого уровня сохранения здоровья воспитанников ДОУ, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Программа «Здоровье дошкольника» реализуется во всех возрастных группах детского сада. Работа проводится в тесном контакте с врачом и медицинской сестрой детской районной поликлиники, узкими специалистами ДОУ: инструктором по физической культуре и плаванию, учителем-логопедом, педагогом-психологом, ведь в дошкольном возрасте следует уделять внимание не только физическому здоровью, но и психологическому.

Для образовательной деятельности по физической культуре и для полноценного всестороннего физического развития дошкольников и реализации их детской потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы все необходимые условия. Так, в групповых помещениях оборудован спортивный уголок, где представлено традиционное оборудование и изготовленное своими руками (набивные мячи, коврики для профилактики плоскостопия, плетеные косички для общеразвивающих упражнений, змейка, черепаха для развития мелкой моторики рук и т.д.). Конечно для дошкольников важны яркость и красота использованных материалов, ведь они способствует эмоциональному подъему настроения детей, повышению интереса к физической культуре и получению удовольствия от выполнения различных упражнений.

Для образовательной деятельности по физической культуре в детском саду оборудован отдельный спортивный зал, где находятся гимнастическая стенка с набором приставных досок, скамейки, дуги, обручи, мячи разных размеров, спортивный инвентарь, игрушки, спортивные тренажёры. Образовательная деятельность проводится по подгруппам, это дает возможность педагогу уделить внимание каждому ребенку, увеличивает эффективность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Образовательная деятельность по физической культуре вызывает большой интерес детей. Благодаря такой деятельности у дошкольников развиваются жизненно важные качества: инициатива, самостоятельность, творчество и многое другое. Также на территории детского сада оборудована спортивная площадка. Во время прогулки воспитатели проводят для детей физическую культуру на улице, а также в свободной деятельности под присмотром педагога дети могут поиграть в зонах для подвижных и спортивных игр: гимнастическая стенка, сетка для игры в волейбол, баскетбольная корзина, прыжковая яма, бревно, дуги, турники для подтягивания, радуга-рукоход, столбики для равновесия, оборудовано футбольное поле. Во время летнего оздоровительного периода на площадке действует тропа здоровья, где дети ходят босиком по гальке, песку, воде, траве, сосновым шишкам, что способствует закаливанию детского организма, профилактике плоскостопия, развитию разных физических качеств.

В работе с детьми мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Непременным условием в укреплении здоровья детей так же является профилактика и оздоровление детей. Важную роль осуществляет профилактическая деятельность, задачами которой является мониторинг здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья. Профилактика плоскостопия – прокатывание шипованных валиков ногой, ходьба по шипованным дорожкам, гимнастические палки, лабиринты. Из нетрадиционных упражнений используются: упражнение с экспандером – сила рук, развитие плечевого пояса, массаж по Уманской – который способствуют оздоровлению организма, воздействию на отдельные участки тела, способствуют запуску иммунной системы. В течение года под руководством медицинской сестры проводится витаминотерапия, фитотерапия, фитонцидотерапия (лук, чеснок), профилактика гриппа и ОРВИ, профилактические прививки. Каждая группа ДОУ оборудована прибором очищения воздуха. Два раза в год дети пропивают кислородные витаминные коктейли. Организация и контроль питания детей осуществляется ежедневно медицинской сестрой и поварами.

Важно сделать родителей союзниками в целенаправленной работе по оздоровлению воспитанников. Ежегодно в детском саду проводится «неделя дегустации», когда родители могут попробовать блюда детской кухни и оставить свои отзывы и пожелания по питанию.

Особое внимание в системе оздоровления дошкольников необходимо уделять закаливанию. Закаливающие процедуры могут быть разными и проводиться они должны в комплексе: воздушные ванны, после сна разминка в постели с элементами дыхательной гимнастики, хождение босиком по оздоровительным дорожкам, полоскание рта водой комнатной температуры, обтирание махровой рукавичкой и другое. Важно для дошкольников максимальное пребывание на свежем воздухе, а также соблюдения режима дня, ведь это верный помощник здоровья, который задает правильный ритм жизни.

Важное внимание уделяется проведению утренней гимнастике с дошкольниками. Она укрепляет здоровье, активизирует работу всех внутренних органов, воспитывает волю (ведь зарядку нужно делать каждый день), учит детей правильно рассчитывать время, помогает включиться в дневной ритм.

Дошкольное детство – особый и важный период становления личности подрастающего человека. Постоянное использование традиционных занятий ведет к снижению интереса детей к физическому развитию, что сказывается на результативности. Поэтому в программе «Здоровье дошкольника» возникли нетрадиционные подходы не только к занятиям по физкультуре, но и к развлечениям и досугам. Педагоги нашего ДОУ стремятся быть примером для своих воспитанников. Каждое утро педагоги и дети делают утреннюю гимнастику под музыку, которая звучит по радио ДОУ, дети не просто выполняют упражнение, но и подпевают любимой песне, соединяя при этом координацию речи с движением. После дневного сна педагоги используют нетрадиционные методы с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики. А игровые комплексы гимнастики просто необходимы в режимных моментах детям, поэтому мы создаем положительный эмоциональный фон, поднимаем настроение у детей.

Невозможно решить главную задачу оздоровления детей без совместной деятельности с родителями. Ведь основа здорового образа жизни закладывается в первую очередь в семье, а детском саду мы продолжаем ее. И поэтому мы проводим 4 раза в году «Неделю здоровья», в которой родители принимают активное участие.

Весенняя неделя здоровья проходила с 16.04-20.04., в которой были следующие мероприятия: акция «Зарядка для всех» вместе с родителями, подвижные игры, «Беседы о здоровом образе жизни» (просмотры слайдов), игры в бассейне, воспитателями младших групп, руководителем физкультуры было проведено спортивное развлечение «Мы веселые ребята», выставка-конкурс плакатов «Я проснулся утром рано – и решил спортсменом стану» при участии родителей, были оформлены буклеты для родителей о здоровом питании, дети старшей и подготовительной группы в течении недели читали стихи по радио. Силами воспитателей, музыкального руководителей и старшего воспитателя был поставлен спектакль «Репка на новый лад» о спорте и здоровом образе жизни. Также были подведены итоги за неделю здоровья и выставка стенгазет в группах, а помимо этого в рамках недели проходило соревнование между педагогами детского сада. Воспитатели участвуют в районных спартакиадах и получают награды и грамоты, что является наглядным примером для воспитанников. Родители-спортсмены тоже не остаются в стороне, приходят к детям на мероприятия, рассказывают о различных видах спорта и о своих достижениях.

Работая с маленькими детьми, воспитателю нужно всегда помнить, что впечатления, которые ребенок получает в детстве, глубоки и неизгладимы в его памяти, это фундамент для развития его нравственных чувств, сознания, моральной чистоты и физического совершенства, в дальнейшем его проявлении в общественной, полезной и творческой деятельности.

Количество просмотров: 6723  

Добавить комментарий

1. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы