Издательский проект «Журнал “Баобаб”» как результат деятельности детско-взрослого сообщества

 
 

Коробова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МАОУ Гимназия № 10 г. Новосибирска

 
 
 

Зайцева Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МАОУ Гимназия № 10 г. Новосибирска

 

Издательский проект «Журнал “Баобаб”» как результат деятельности детско-взрослого сообщества

Каждый раз, когда учитель начинает работу с 1-ым классом, перед ним встаёт задача сплочения детско-родительского коллектива. Решается она разными методами, одним из которых является долгосрочный общеклассный проект. Мы поставили перед собой ещё более сложную задачу – объединить в творческое сообщество родителей, детей и учителей «А» и «Б» классов. Решение данной задачи мы видели в издании собственного журнала, который бы стал платформой для сплочения двух детско-родительских коллективов.

Не случайно мы выбрали издательский проект, т.к. несмотря на большое разнообразие детской периодической печати, современные школьники не испытывают потребности в чтении журналов. По результатам опроса, проведённого среди наших учеников, стало понятно, что большинство из них покупает журналы с целью развлечения. Их внимание, в первую очередь, привлекают комиксы, раскраски и другие занимательные материалы. И лишь 15% из них читают журналы с целью узнать что-то новое, расширить свой кругозор. При этом у детей не возникает желания обсудить со сверстниками прочитанное, поделиться интересной информацией. Таким образом, у нас возникла идея создания собственного детского журнала, в котором бы и участниками, и читателями выступали сами дети и их родители.

Так уже в 1-ом классе началась работа над проектом, целью которого явилось создание журнала о детях и для детей.

Перед нами встали следующие задачи:

1. Создать условия для совместной творческой деятельности детско-родительских коллективов двух классов.

2. Развивать творческие способности обучающихся в литературном и художественно-изобразительном направлениях.

3. Формировать ИКТ-компетентность обучающихся.

4. Познакомить обучающихся с современными детскими журналами, их структурой и тематикой.

5. Разработать электронную или печатную версии журнала.

Предполагаемый результат реализации проекта – сплочение детско-родительских коллективов двух классов, повышение читательской и писательской активности детей через развитие их литературной, художественно-изобразительной и социальной одарённости.

Идею этого проекта поддержали дети и родители. Встал вопрос о названии будущего журнала. В ходе «мозгового штурма» родилось название «Баобаб», что расшифровывается «Без апломба об Ашках и Бэшках».

Этапы работы над проектом

Этап

Направления деятельности

Сроки

Ответственные

Подготовительный

Обзор современной детской периодики

Январь-март 2016

Костюркина И.В., методист ЦИНК

Разработка структуры журнала

Апрель-май 2016

Зайцева Т.А.,

Коробова О.Н., классные руководители

Формирование группы технической поддержки

Сентябрь 2016

Дальчанина Е.О., Хуснатдинов Д.Г., родители обучающихся

Основной

Выпуск журналов

 Октябрь 2016 – май 2019

(3-4 раза в год)

Зайцева Т.А.,

Коробова О.Н., классные руководители,

Дальчанина Е.О., Хуснатдинов Д.Г., родители обучающихся

Работа литературного клуба

2016-2017 уч.г.

Костюркина И.В., методист ЦИНК

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

2016-2019 гг.

Зайцева Т.А.,

Коробова О.Н., классные руководители

Представление опыта создания журнала

2016-2019 гг.

Зайцева Т.А.,

Коробова О.Н., классные руководители

Заключительный

Подведение итогов, анкетирование участников проекта

Апрель-май 2019

Зайцева Т.А.,

Коробова О.Н., классные руководители

В организации и проведении подготовительного этапа нам помогали в Центре истории Новосибирской книги (ЦИНК). Методист этого центра Костюркина Ирина Валерьевна провела для наших обучающихся обзор современных журналов, рассказала, с какой периодичностью их выпускают, какие бывают рубрики. Там же детей познакомили с такими профессиями, как журналист, фотокорреспондент, художник, редактор.

В ходе общего обсуждения детей и родителей были определены рубрики будущего журнала и путём голосования оставлены только 9 из них:

– Школьная жизнь

– Спортивная планета

– В мире искусства

– В гостях у мастера

– Чудо всюду

– Проба пера

– Переменка

– Книжная полка

– Родителям на заметку

Некоторые дети и родители выразили желание быть постоянными авторами той или иной рубрики. При этом у всех членов детско-родительского коллектива сохранилось право присылать авторский материал в любую рубрику.

Прежде, чем запускать журнал, необходимо было сделать первые шаги по формированию ИКТ-компетентности обучающихся. На факультативных занятиях по информатике дети учились работать в текстовом редакторе Microsoft Word: печатать текст, форматировать его, вставлять картинки. Кроме того, научились искать информацию в Интернете, перерабатывать и использовать её с соблюдением авторских прав.

Первый номер журнала был выпущен только в электронной версии и располагается по адресу: denisnovosib.wixsite.com/test.

После обсуждения c детьми и родителями плюсов и минусов данной версии, нами было принято решение о дальнейшем выпуске журнала в двух вариантах – бумажной и электронной, т.к. у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление и тактильное восприятие. Они любят листать и рассматривать журналы, гладить картинки, вручную выполнять задания в рубрике «Переменка». Поэтому со 2-ого номера журнал стал создаваться с помощью InDesign – части профессиональной программы «Adobe» и выпускается как в печатной, так и в электронной версиях. Электронная версия располагается по адресу baobab10.ru. Она удобна для удалённых пользователей – родственников и друзей учеников. Тем самым, расширился контингент читателей. Кроме того, электронная версия не требует крупных финансовых вложений. Архив журнала располагается по адресу http://baobab10.ru

 

Техническую поддержку журнала на первом этапе осуществляла группа родителей. Через год было принято решение в рамках факультатива по информатике обучить детей работе с программой «InDesign» с целью дальнейшей передачи им функции технической вёрстки журнала.

Для удобства сбора материалов и их дальнейшего редактирования был создан электронный почтовый адрес, на который все желающие отправляют статьи, рисунки, сочинения и другие материалы. Общее редактирование осуществляется учителями. Вёрсткой журнала и его выпуском занимаются ответственные родители.

Вёрстка журнала осуществляется в программе «InDesign» по следующему алгоритму:

1. Создание формата журнала. Задаются размеры, характеристики (кол-во страниц, поля, размер страницы и т.д.).

2. Создание пустого макета журнала.

3. Разработка фирменного стиля. Создание фирменных цветов рубрик, логотипы, шрифты заголовков и текста, разметка фотографий и т.д.

4. Наполнение журнала по рубрикам.

5. Создание обложки.

6. Сохранение документа для отправки в типографию (либо PDF, либо JPEG в зависимости от требований типографии).

Для создания электронной версии каждая страница сохраняется в формате JPEG и пересылается веб-дизайнеру. Электронная версия журнала написана на языке HTML, перелистывающая часть – на языке Javascript. Журнал выложен в интернет на сервер под управлением операционной системы Ubuntu 16.04, обработка запросов осуществляется веб-сервером Apache 2.4.

Понимая, что у учеников 1-2 классов практически нет опыта создания собственных художественных и публицистических текстов, мы снова обратились за помощью к методисту ЦИНК Костюркиной И. В. Она организовала для желающих детей литературный клуб. На его занятиях ребята знакомились с особенностями разных литературных жанров, учились сочинять рассказы, стихи и сказки. Кроме того, была проведена творческая встреча с журналистами старейшего журнала города «Сибирские огни».

Работа над журналом ведётся по следующему алгоритму:

Определение темы выпуска и срока подготовки.

Подготовка материалов детьми и взрослыми.

Редактирование учителями.

Вёрстка номера.

Выпуск электронной и печатной версии журнала.

На сегодняшний день выпущено 6 номеров:

1. Мы и наша школа (посвящённый Дню учителя).

2. Фильм. Фильм. Фильм (посвящённый году кино).

3. Новый год к нам пришёл.

4. О братьях наших меньших.

5. Лето – это маленькая жизнь.

6. Мой любимый Новосибирск (посвящённый 125-летию города).

Данный проект рассчитан на 4 года (с 1-го по 4-ый класс), ведётся в рамках внеурочной деятельности. Как и любой проект, он нацелен на достижение обучающимися определённых результатов.

Формируемые УУД

Виды деятельности обучающихся

Регулятивные:

  • целеполагание
  • планирование
  • контроль
  • коррекция
  • оценка результатов работы
  • саморегуляция

Планирование очередного номера журнала

Работа над материалом в соответствии с рубриками

Коррекция творческих работ по рекомендации редакторов

Контроль деятельности

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности;
  • извлечение необходимой информации из прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Поиск информации по теме выбранной статьи и обработка материалов

Создание собственных творческих работ

Чтение материалов журнала и рефлексия собственных результатов деятельности

 

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • принятие решения и его реализация;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, современными средствами коммуникации

Планирование очередного номера журнала

Работа над материалом в соответствии с рубриками

Поиск информации по теме выбранной статьи и обработка материалов

Интервьюирование

Создание собственных творческих работ 

Рефлексия и оценка очередного номера журнала как коллективного результата работы

Личностные:

  • самоопределение
  • смыслообразование 
  • нравственно-этического оценивания

 

Мотивация деятельности, формирование основ гражданской идентичности личности в ходе планирования и работы над материалом статей

Рефлексия: какое значение, смысл имеет для меня участие в проекте

Оценивание содержания журнала, исходя из социальных и личностных ценностей

Промежуточные результаты реализации проекта

По истечении двух лет реализации проекта было проведено анкетирование членов сообщества с целью корректировки дальнейшей работы. В ходе анкетирования получены следующие результаты.

Электронную версию журнала предпочитают 55% читателей, 45% – печатную. Поэтому в дальнейшем выпуск журнала будет осуществляться в двух версиях.

Каждая рубрика имеет свой круг читателей. Самыми популярными рубриками являются «Спортивная планета», «В гостях у мастера» и «Переменка».

Читательский интерес детей к рубрикам

Проведя мониторинг участия детей в данном проекте, выяснили, что в подготовке 5 номеров журнала приняли участие 43 ученика из 64, что составляет 67% детей. Их активность с каждым номером возрастает. Например, в 5-ом номере 76% материала написано детьми, 10% – совместно с родителями, 14% – взрослыми (учителями и родителями).

После анализа промежуточных результатов были разработаны перспективы развития проекта.

Направления деятельности

Сроки

Ответственные

Ввести авторские колонки. Выбрать ведущих колумнистов.

 

ноябрь-декабрь 2017 г.

Зайцева Т.А.,

Коробова О.Н., классные руководители

Провести творческую встречу со Светланой Анатольевной Сучковой, журналистом газеты «Вечерний Новосибирск», блогером

 

Январь-март 2018г.

Зайцева Т.А.,

Коробова О.Н., классные руководители

Организовать и провести для детей обучающий семинар «Мобильная фотография»

 

сентябрь 2018 г.

Дальчанина Е.О., родитель

Передача функции вёрстки журнала обучающимся

октябрь 2018 г. – май 2019 г.

Дальчанина Е.О.

Журнал стал играть важную роль в жизни наших детей. Отвечая на вопрос «Почему вы пишете в журнал?», дети отвечали следующее:

– Меня с самого начала заинтересовало название «Баобаб». Что это и зачем? Захотелось поучаствовать.

– Мне есть, чем поделиться с другими людьми.

– Хотела рассказать о книге, которая мне очень понравилась.

– Нравится узнавать что-то интересное и рассказывать об этом другим.

– Я писал в журнал, потому что хочу быть в центре внимания благодаря интересу других ребят.

Родители видят ценность этого проекта в сплочении и дружбе детско-родительских коллективов двух классов, в повышении читательского интереса к журналу, в желании детей поделиться своими взглядами на те или иные события в их жизни.

Вот что говорит Богомолова Л. П., мама ученицы 3 А класса: «Для моей дочери увлечение рубрикой «Чудо всюду» очень полезно. Во время подготовки к написанию статьи она узнаёт много нового и интересного. Ей приходится проводить исследовательскую работу, в результате которой она собирает материалы для статьи. Для неё это «взрослое» задание, за которое отвечает она сама. При написании статей или заметок она проявляет своё творчество, для того чтобы интересно преподнести материал читателям».

Реализация проекта идёт уже третий год. За этот период журнал действительно стал платформой для общения детей и родителей двух коллективов, что говорит о верно выбранной форме взаимодействия членов детско-взрослого сообщества.

Обобщение опыта работы над проектом было представлено на семинарах и конференциях различного уровня. На региональном научно-практическом семинаре «Обеспечение развития способностей младших школьников в ходе проектной деятельности» 17.10.2017 обучающиеся 3 «А» и 3«Б» классов Костылева Екатерина и Балаклей Татьяна рассказали об истории создания журнала как совместного творческого проекта взрослых и детей.

На педагогическом совете «Урок по ФГОС: мифы и реальность» 07.11.2017 в МАОУ Гимназия № 10 в рамках выступления по теме «Современные педагогические технологии в урочной и внеурочной деятельности» детско-родительский журнал «Баобаб» был представлен нами как вариант внеурочной деятельности в начальной школе.

Тема «Электронная версия журнала для детей как средство развития ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся» была освещена нами на региональной научно-практической конференции «Развитие ИКТ-компетентности участников образовательных отношений в контексте требований ФГОС общего образования» 10.11.2017 и городском семинаре «Информационно-коммуникационные компетентности в профстандарте педагога» 14.12.2017. Представленный опыт вызвал интерес участников конференций и семинаров.

Издательский проект «Журнал «Баобаб»» стал лауреатом конкурса «Секрет успеха» в рамках УчСИБ – 2018.

Высокий развивающий и воспитательный потенциал данного творческого проекта отмечает Директор Центра родительства и детства «Удивляндия», магистр психологии Луцкая Мария Евгеньевна: «Представленный журнал под названием «Баобаб», издаваемый в электронном и печатном виде, является продуктом совместного детско-родительского творчества 3«А» и 3«Б» классов МАОУ Гимназии № 10. Содержание детского журнала отражает семейные и школьные ценности, ценности позитивного взгляда на мир, ценности уважительного отношения и сотрудничества, ценности совместного детско-родительского творчества и читательской культуры, ценности совместного отдыха и наполненности школьного и семейного досуга, и тем самым способствует формированию у детей и родителей позитивных установок событийности, креативности, продуктивных коммуникаций, взаимопомощи и доброжелательности, а также освоению детьми и родителями социально-одобряемого поведения в школе и в жизни».

Количество просмотров: 6153  

Добавить комментарий

1. Издательский проект «Журнал “Баобаб”» как результат деятельности детско-взрослого сообщества
2. Медиаобразование как направление информационной социализации обучающихся коррекционной школы
3. Ученическое самоуправление в условиях медиаобразования
4. Тестирование как эффективный способ проверки знаний
5. Использование цифровой лаборатории в начальной школе для детей с нарушением слуха
6. Олимпиадные сообщества как средство развития речи младших школьников в условиях школьного медиаобразования
7. Печатные и электронные ресурсы для достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования
8. Применение электронных образовательных ресурсов в начальной школе
9. Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство развития читательского интереса у младших школьников
1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы