Ученическое самоуправление в условиях медиаобразования

 
 

Приходько Юлия Иогановна,

воспитатель высшей квалификационной категории
МБС(К)ОУ города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 39 III-IV вида»

 

Ученическое самоуправление в условиях медиаобразования

Самоуправление в образовательной организации является одним из ключевых направлений воспитательной работы. Именно участие в общественной жизни школы, города и страны создает положительный климат для личностного развития обучающихся. Реально действующее школьное самоуправление дает возможность ученикам не только показать и развить свои творческие способности, но и получить бесценный опыт социального взаимодействия с людьми различных возрастов (здесь речь идет о педагогах, старшеклассниках, сверстниках и обучающихся младших классов). Самоуправление в образовательной организации имеет возможность ненавязчивого воспитания гражданско-патриотической ответственности, формирования положительной социальной позиции и здорового представления о человеческих ценностях. Школьное самоуправление помогает контролировать занятость обучающихся во внеурочное время, привлекает детей различного уровня успеваемости и позволяет вовлечь их в положительную деятельность.

Школа живет традициями. Но для поддержания их сегодня требуются либо новые формы, либо новое содержание, либо же новые технологии работы. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года). Ученическое самоуправление также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе.

Год назад в нашей школе-интернате началось возрождение ученического самоуправления. Оно восстанавливалось ученическим коллективом с применением современных ИКТ в соответствии с принципами самоуправления и в соответствии с требованиями ФГОС и Закона об образовании РФ. При помощи открытых технологий удалось наладить эффективное сотрудничество и коммуникации всех участников этого процесса. ИКТ позволили упростить и ускорить движение к цели, вдохновить и сплотить ученический коллектив, преодолеть пассивность и апатию в коллективе. Использование данных технологий придало этому движению динамичность, системность. Приоритетные принципы ученического самоуправления:

– Выборность (все руководители и члены органов самоуправления избираются). Возможность выборов при помощи открытых сервисов ИКТ.

– Демократичность (все обучающиеся принимают участие в самоуправлении жизнедеятельности ученического коллектива). Инструменты ИКТ облегчают этот процесс.

– Ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей). Открытые сервисы позволяют всем активистам в равной степени участвовать в формировании повестки дня и побуждать пассивно настроенных учащихся.

– Деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию на социально полезные дела.

Для достижения информатизации самоуправления школьников организовано:

– проведение и консультирование проектной деятельности;

– доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении;

– внеурочная деятельность с применением средств ИКТ;

– работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, радио, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов).

Для решения этих задач школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Создан интернет-клуб, где под руководством учителя информатики ребята осваивают азы офисных программ, используют образовательные порталы, посещают сайты научно-популярных журналов, готовят проекты и презентации с помощью интернет-технологий. Достигнуть желаемого результата ученикам помогает it-специалист, не чуждый творчеству, постоянному поиску.

Информационная культура учащихся растет. Приоритетным является в школе умение самостоятельно мыслить и добывать знания в безбрежном пространстве информационного поля. Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие на учеников, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность.

Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Как писал великий педагог К. Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с Вами можем сказать, что занятия, мероприятия, включающие слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание. Поэтому в организацию воспитательных мероприятий (в том числе традиционных) прочно входят информационные технологии. Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Растёт уверенность, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной деятельности.

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра – помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий с использованием презентаций, видео, музыкального сопровождения посредством компьютера. Ребята ведут видеосъемки мероприятий. К этой деятельности относятся информационные часы «Это интересно» с использованием презентаций, составленными учениками. Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Завершая учебный год, создается творческий отчет о том, как они прожили год. Каждый класс представляет презентацию или фильм о жизни коллектива. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Выпускные презентации на тему: «Какими мы были», «Наш класс», «Наши выпускники».

Для чего нужно создавать школьное видео? На видео Вы сможете ознакомиться с новостями школы и прокомментировать события. Видео оживляет свежими событиями даже самый интересный сайт! Видео посвящено заслугам, достижениям и просто жизни школы, учеников, класса. Здесь Вы увидите мероприятия и просто кадры, заставляющие вспомнить приятные моменты, узнаете об увлечениях ребят и о том, как ученики проводят свое свободное время. И, конечно, Вы сможете увидеть учителей, которые просто живут вместе с классом в этой необычайной, полной тайн и загадок школьной жизни.

Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука, оригинальных заставок и тематического видеоряда в программах Microsoft Power Point, выполненных с применением компьютера. Использование цифровой камеры и цифрового фотоаппарата позволяет выполнять видеоархив школы качественными материалами.

Такие направления работы позволяют увидеть и использовать индивидуальные способности каждого школьника, а главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности. Можно сделать вывод, что в воспитательной работе ни одно школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ.

Школьный кинолекторий: возрождение традиций на базе современных ИКТ. Необходимо также учитывать, что, несмотря на постепенный переход лидирующих позиций к сети Интернет, просмотр теле- и кинофильмов все еще, по свидетельству многочисленных исследователей, во многом формирует представления молодежи об образе жизни и доминирующих ценностях. Работа школьного киноклуба – одна из актуальных форм современного воспитательного процесса, способствующая формированию жизненных ценностей подрастающего поколения, формированию его нравственности и культуры.

Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Как проходит день в нашей школе? Волнующая спешка, невинные шалости, резвые крики, повторение домашнего задания и, наконец, громкие звонки, приглашающие учеников на урок. А также в течение дня в эфире транслируют объявления, поздравления, рассказывают об исторических событиях, памятных датах, стихи, музыку.

Главный и безусловный аргумент в поддержку радиоузла – его универсальность. Говоря о применении школьного радио, можно выделить его несколько важнейших функций: информационная, образовательная, воспитательная, коммуникативная и профориентирующая. Безусловно, школьное радио – самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях в жизни школы. Объявления, поздравления, новости, афиша предстоящих мероприятий – все это можно передать со скоростью света. «Этот день в календаре», «Великие ученые», «Как гласит закон» – перед учащимися открывается множество рубрик, сообщающих новые знания в доступной и познавательной форме. Учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, диктора, звукооператора, обучаются основным навыкам работы с аудиотехникой. Таким образом, школьное радио участвует сразу в нескольких важнейших процессах интеллектуального и социального развития подрастающего поколения.

Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьной радиостанции влияет на развитие личности ребёнка, его качеств, умений и навыков, сплачивает учащихся разного возраста.

Ожидаемые результаты. Мы хотим:

– чтобы ребята активнее участвовали в жизни родной школы, с пользой организовывали свое свободное время, и у них не было времени совершать антиобщественные поступки;

– чтобы о наиболее ярких событиях и интересных людях знали все;

– иметь возможность услышать выступления;

– повышать уровень знаний ребят в различных областях, расширять свой кругозор.

Возможности использовать ИКТ в организации воспитательного процесса велики: повышают и стимулируют интерес; активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности; позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного ряда; позволяют индивидуализировать воспитание; создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

Таким образом, работа ученического самоуправления в условиях актуальности медиаобразования обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание.

Приложение. Презентация «Ученическое самоуправление в условиях медиаобразования»

Литература

1. Коврова Е.Б. Школьные СМИ как вектор развития медиаобразования в учебном заведении // Е.Б. Коврова // Материалы областной научной конференции «Медиаобразование: векторы развития в Черкасской области».

2. Лавриченко Н. М. Перспективы информационной модели школы. Информационные технологии исредства обучения [Электронный ресурс] //Н.М. Лавриченко // Информационные технологии и средства обучения. –2009. –№ 1(9).

Количество просмотров: 8304  

Добавить комментарий

1. Издательский проект «Журнал “Баобаб”» как результат деятельности детско-взрослого сообщества
2. Медиаобразование как направление информационной социализации обучающихся коррекционной школы
3. Ученическое самоуправление в условиях медиаобразования
4. Тестирование как эффективный способ проверки знаний
5. Использование цифровой лаборатории в начальной школе для детей с нарушением слуха
6. Олимпиадные сообщества как средство развития речи младших школьников в условиях школьного медиаобразования
7. Печатные и электронные ресурсы для достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования
8. Применение электронных образовательных ресурсов в начальной школе
9. Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство развития читательского интереса у младших школьников
1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы