Тестирование как эффективный способ проверки знаний

 
 

Вахрушева Галина Петровна,

заместитель директора по УВР,

учитель информатики высшей квалификационной категории

МКОУ Венгеровская СОШ № 2 с. Венгерово

Новосибирской области

 

Тестирование как эффективный способ проверки знаний

Контроль является одной из основных функций управления качеством образования. Если обратится к словарю терминов Э.Л. Азимова и А.И. Щукина [5] «Контроль – процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса». Педагогический контроль – это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса, подразумевающий измерение и оценивание знаний, умений обучающегося.

Можно считать, что контроль состоит из проверки и оценки. Проверка имеет обратную связь. Позволяет учителю получать информацию о степени усвоения учебного материала и на этой основе своевременно выявлять недостатки и пробелы в знаниях для дальнейшей коррекционной работы. Оценка является результатом проверки, в свою очередь констатирует уровень обученности и фиксируются в журнале успеваемости.

Чаще всего используются такие виды педагогического контроля, как входной, текущий, тематический и итоговый. Входной контроль позволяет выяснить уровень готовности обучающихся к восприятию нового материала. Текущий контроль проводится на разных этапах занятия. Способствует систематической работе обучающихся, повышает интерес к учению и чувство ответственности за его результаты. Он чаще является средством коррекции процесса усвоения новых знаний и умений. Тематический контроль выявляет степень усвоения обучающим конкретного раздела, темы. По результату тематического контроля учитель делает вывод о необходимости дополнительной отработки данной темы. Итоговый контроль – проверка учебных достижений обучающихся, проводимая по завершению изучения учебного курса.

Контроль является этапом учебных отношений, позволяющим учителю получить информацию об эффективности процесса обучения. Эффективность контроля зависит от выбранных методов. Методы контроля – это способы деятельности педагога и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками. В связи с введением итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ метод тестирования все чаще применяется для контроля знаний.

Тестирование можно рассматривать как совокупность процедурных этапов: планирования, составления и опробования тестов, обработка и интерпретация результатов. Рассматривается как массовый способ проверки уровня владения знаниями и умениями, использование единого методического инструментария, на основе которого сравниваются результаты учащихся [6].

Тестирование позволяет за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности обучающихся, т.е. оценить степень и качество достижения целей обучения. Оно является эффективным способом проверки уровня знаний по определенной теме или за курс обучения. Как любой вид контроля, имеет свои достоинства и недостатки.

Преимущества:

– тест можно использовать не только инструментом контроля, но и обучения;

– объективность, то есть независимость проверки и оценки знаний от мнения преподавателя;

– индивидуальный и дифференцированный подход к контролю знаний;

– минимальное количество времени для получения надежных итогов контроля знаний;

– возможность неоднократного прохождения теста;

– охват больших групп обучающихся одновременно;

– единые условия у всех обучающихся, которые тестируются;

– при отсутствии компьютера можно сформировать бумажный (бланковый) вариант теста;

– получение результатов по завершению теста;

– получение условного представления о знаниях обучающихся;

– определение рейтинга обучающихся;

– более быстрая обработка данных;

– анализ учебных достижений по определенным параметрам.

Недостатки:

– невнимательность;

– поспешность выводов;

– возможность угадывания, не позволяет проверить глубину знаний (для тестов, состоящих из заданий на выбор правильного ответа из числа предложенных);

– психологический настрой, боязнь не успеть ответить за отведенное время;

– привыкание работать с готовыми формулировками, определениями является следствием неумения обучающихся давать полные, развернутые ответы грамотным языком.

Основная задача тестов – стимулирование познавательной деятельности обучающегося и корректировка индивидуальной траектории обучения.

Различных тестов по предметам сейчас издаётся великое множество, кроме того учитель сам может составить тест. Тестовый контроль знаний можно проводить как традиционно бумажным (бланковым) способом, так и в электронной форме. Для составления электронного теста можно использовать различное программное обучение, например: MS Excel, Power Point, HotPotatoes, NetTest, TestTurn, MyTest, он-лайн сервис LearningApps и т.д. Лучшее ПО, на мой взгляд, – это MyTest (автор программы: Башлаков Александр Сергеевич).

Программа состоит из трех модулей:

– Модуль тестирования (MyTestStudent) для проведения теста и оценки обучающегося.

– Редактор тестов (MyTestEditor) – удобный, с дружественным интерфейсом, имеющий арсенал типовых заданий, которые можно настроить с различной сложности. Можно использовать любую систему оценивания от 2-х до 100-бальной.

– Журнал тестирования (MyTestServer), позволяющий организовать как локальное, так и сетевое тестирование, организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования.

Использование модуля журнала MyTest позволяет легко и быстро организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования. В программном обеспечении MyTest имеется функция экспорта (переноса заданий) из электронной формы в бумажную (бланковую), при этом гарантируется сохранность качества заданий теста.

Успешность проведения тестирования с помощью бланкового или электронного вариантов зависит от качества тестового материала.

Поэтому при составлении тестов необходимо помнить о:

– цели тестирования,

– структуре теста,

– типах (открытые или закрытые),

– количестве заданий,

– уровне сложности (базовый, повышенный),

– виде контроля.

Спецификация теста содержит основные характеристики, структуру теста, содержится и описание процедуры тестирования.

По итогам тестирования можно автоматически производить анализ качества знаний; построить диаграмму правильности ответов, наглядно оценить уровень подготовленности обучающегося, проходящего тестирование. Из списка тестирующих можно выделить как группу «сильных», так и «слабых» обучающихся.

Тестирование по теме «Язык программирования Паскаль» проводилось в 9-м классе. При создании теста были установлены параметры:

– случайная очередность вопроса;

– случайный порядок ответов.

В ходе пробного анализа качества электронного тестового материала была успешно применена возможность обработки результатов в MyTestServer (журнале тестирования) и MS Excel.

Обработка результатов тестового контроля

Обучающимся был предложен электронный вариант теста, который содержал 20 заданий, из них 14 базового уровня и 6 – повышенного. В тестировании принимало участие 12 обучающихся, по 6 человек из каждой группы. Использовались следующие критерии оценивания:

"5" не менее 85% макс. баллов;

"4" не менее 70% макс. баллов;

"3" не менее 50% макс. баллов.

Кроме расчета суммарного балла и процента выполнения теста, при помощи MS Excel был рассчитан ранг (=РАНГ(D3;$D$3:$D$14)) и определен рейтинг каждого учащегося, проходившего тестирование (см. рис.1).

Была вычислена частота (получения отметки обучающимися и % выполнения) получения отметок (Рис. 2), через функцию =ЧАСТОТА(C3:C14;G3:G6)[1], диапазон отметок обучающихся (C3:C14), диапазон возможных отметок (G3:G6) – количество обучающихся и процентное выполнение =H3/$E$15, где H3 – частота получения отметки, $E$15 – количество обучающихся вычисленных через функцию =СЧЁТЗ(C3:C14).

Рис. 2

По результатам тестирования, можно сделать вывод, что испытуемые справились с заданиями. Обучающиеся продемонстрировали высокий уровень сформированности следующих умений и навыков по данной теме.

Была получена следующая матрица результатов:

Рис. 3

Из представленных данных в таблице видно, что большее затруднение вызвало задание 1, 6, 18, что не очень хорошо для итогового тестирования теста. Это задания с открытой формой ответа. При корректировке данных заданий необходимо четче прописывать правила ввода ответа.

С использованием матрицы результатов были рассчитаны:

– тестовый балл каждого испытуемого;

– эмпирическая трудность каждого задания R и обратная W:

C14=СУММ(C2:C13) Протягиваем!

C15=$A$13 – C14 Протягиваем!

– Доля верно и неверно выполнивших задание:

Pj C16=C14/$A$13 Протягиваем!

Qj C17=1-C16 Протягиваем!

– Логит трудности:

Qj/Pj C19=C17/C16 Протягиваем!

Ln(Qj/Pj) C20=LN(C19) Протягиваем!

После расчетов были построены соответствующие гистограммы для более детального анализа.

Рис.4.

Результаты, представленные на графике, указывают на сложность первого задания для обучающихся, желательно переместить его в конец списка заданий.

Но компьютерный тест демонстрирует задания в случайном порядке, поэтому автоматически переместил вопрос в начало списка заданий.

Анализ полученных результатов обрабатывался не только с помощью электронных таблиц MS Excel, но и с помощью журнала тестирования MyTestServer. Результаты, представленные в журнале MyTestServer тестирования, показали (см. Рис. 5):

1 группа

2 группа

Качество ЗУН

Абсолютная успевакмость составляет – 100%

Качественная успеваемость – 91,7:

степени обученности учащихся – 76,7%

средний балл – 4,3

Среднее время обдумывания

Наибольшее затруднение заняли вопросы: 1, 2, 6, 14, 18, 19

Оценка каждого (конкретного) тестируемого в группе, процент правильности ответа на каждый вопрос

Анализ по заданиям всей группы тестирующихся

Анализ по темам. Результативность составляет 81,5%, правильность ответов составляет – 94,5; общее число ошибок 42, среднее количество ошибок на одного обучающегося от 3 до 4; средний балл за один ответ – 0,8

Рис. 5.

Практическое применение системы MyTest демонстрирует, что данный программный продукт удачно сочетает доступность, простоту, надежность. Его возможности вполне адекватны задачам педагогического тестирования.

Таким образом, благодаря возможностям системы MyTest был проведен более глубокий анализ предоставленных данных. С помощью этого программного обеспечения успешно были решены следующие задачи:

– разработаны спецификация КТЗ;

– разработан комплект заданий для электронного контроля;

– апробированы тесты в учебном процессе контроля знаний по информатике;

– результаты апробации обработаны с помощью MyTest и MS Excel;

– проведен анализ статистических результатов тестирования.

Разработанный электронный тест (после корректировки в процессе практического применения на основании статистического анализа) можно использовать в итоговой проверке знаний по теме «Язык программирования Паскаль» для обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы.

Список литературы

1. Босова Л.Л. Информатика. Планируемые результаты. Система заданий 7-9 класс. //Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва. «Просвещение». 2017. – С. 68-85.

2. Валов А.М. Особенности изучения разделов «алгоритмизация» и «программирование» в современных условиях / Статья в сб.: Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы [Текст]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции; г. Новосибирск, 23-24 марта 2010 года. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. – C.119-125.

3. Валов А.М. Современные средства оценивания результатов обучения. Диагностический комплекс [Текст] / Универсальный диагностический комплекс по специальности 050203.65 – Физика: аттестационные программно-дидактические тестовые материалы для отсроченной проверки знаний обучающихся. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009.

4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. НОВЫЙ СЛОВАРЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ (теория и практика обучения языкам) Москва, Издательство ИКАР, 2009. http://linguistics-online.narod.ru/

5. Национальная энциклопедическая служба http://didacts.ru/termin/specifikacija-testa.html

 

[1] Ввести формулу в ячейку расчета Частоты (чел), затем выделите диапазон ячеек, в которых должен появиться результат. Зажмите сочетание клавиш Ctrl+Shift и нажмите Enter

Количество просмотров: 18114  

Комментарии

Странно, что статью не проверили на орфографию и пунктуацию

Страницы

Добавить комментарий

1. Издательский проект «Журнал “Баобаб”» как результат деятельности детско-взрослого сообщества
2. Медиаобразование как направление информационной социализации обучающихся коррекционной школы
3. Ученическое самоуправление в условиях медиаобразования
4. Тестирование как эффективный способ проверки знаний
5. Использование цифровой лаборатории в начальной школе для детей с нарушением слуха
6. Олимпиадные сообщества как средство развития речи младших школьников в условиях школьного медиаобразования
7. Печатные и электронные ресурсы для достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования
8. Применение электронных образовательных ресурсов в начальной школе
9. Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство развития читательского интереса у младших школьников
1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы