Психологическое сопровождение обучающихся в компетентностной парадигме современного образования
По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи
населения, не размеры городов, не собранный урожай –
нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна.
Р.У. Эмерсон
Жизнь человека XXI века ставит перед образованием новые задачи, нацеленные на раскрытие потенциальных возможностей человека, способного в любых социально-экономических условиях найти себя и самореализоваться. Современному обществу нужны самостоятельно мыслящие люди, способные активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Целью нового образования является достижимое развитие тех способностей личности, которые нужны ей и обществу, для вовлечения ее в социально ценную активность, для обеспечения эффективного самообразования и самовыражения, это в свою очередь предполагает реализацию компетентностного подхода. В широком смысле слова компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании, есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.
Компетентность и компетенция, считает В.А. Метаева, являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать.
A.B. Хуторской разделяет понятия «компетентность» и «компетенцию» следующим образом: «Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Т.е. суть образования предполагает создание такой модели выпускника, чтобы он обладал высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности стремлением к поиску новых неординарных подходов в решении жизненных и профессиональных проблем, высокой конкурентоспособностью на рынке труда.
Современная школа должна быть школой для ребенка, готовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы выпускник знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях и учебных и профессиональных и житейских.
Выпускник некомпетентностного обучения – некомпетентный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения, он не готов к тому, чему его научили.
Воспитать компетентного человека – значит, не только обучать его функциональной грамотности, но и формировать способность ставить перед собой образовательные задачи.
Компетентностный подход в образовании охватывает наряду со знаниями и навыками такие категории, как способности, готовность к познанию, социальные навыки, то есть знания и умения становятся не целью, а средствами развития и саморазвития, предполагая формирование саморазвивающейся, самовыражающейся личности, умеющей самостоятельно принимать правильное решение, то есть субъекта деятельности, производящего своей деятельностью самого себя.
Именно поэтому компетентностный подход был положен в основу правительственной стратегии модернизации образования РФ и назван одним из оснований обновления образования [4].
Использование компетентностного подхода позволяет ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества. Таким образом, идею компетентностно-ориентированного образования на сегодняшний день необходимо рассматривать как один из наиболее адекватных ответов системы образования на новый социальный заказ.
Компетентностно-ориентированное обучение – это целедостигающий процесс. Его сущность заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т.е. обучается ради самоизменения, когда развитие его из побочного и случайного результата превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. В связи с этим необходимо найти в педагогическом процессе такие психологические условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности учащихся, а также продвижению в их интеллектуальном и личностном развитии [9].
Психологическая служба в системе нового образования претерпела изменения в плане трансформации ее позиции по отношению к учебному процессу. Если прежде психолог занимал реактивную позицию – решал ситуативные задачи, возникающие в период обучения в школе, то теперь он занимает активную, опережающую позицию, состоящую в моделировании и выстраивании образовательной среды на различных этапах обучения ребенка. Эта позиция психолога ориентирована на ученика как субъекта образовательного процесса, на максимальную и достаточно быструю актуализацию потенциала каждого ребенка, на сохранение его психологического и физического здоровья.
В компетентностной парадигме психологическое сопровождение ставит своей целью оказать ребенку помощь в овладении набором ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющимся современном обществе. В центре внимания психолога ставится личность ребенка, ее интересы, склонности, способности, потенциальные возможности и психоэмоциональное здоровье.
В соответствии с этим, основная цель нашей профессиональной деятельности в лицее заключается в психологическом сопровождении разносторонне развитой, компетентной личности в условиях динамически изменяющегося мира при переходе на новые стандарты обучения.
Суть деятельности психолога исходит из общей цели современного образования «Максимально раскрыть потенциальные возможности личности ребенка, содействовать полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, а также непрерывное поддержание силами всех участников образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка и объемом, динамическими показателями образовательных тенденций» [2].
Как вариант предлагается Модель психологического сопровождения компетентностно-ориентированного обучения в МБОУ «Лицей № 200».
Методы практики психолога – это само сопровождение.
1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном, социокультурном этапах онтогенеза.
2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов.
3. Психолог не меняет среду ребенка, которую выбрали для него родители, а помогает ему ориентироваться и действовать в заданных условиях, создает условия для максимального развития и обучения.
То есть сопровождение ребенка по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом, а иногда – немного впереди. При этом взрослый не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. Он также не в состоянии указать путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги – право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках рядом с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным, – это большая удача. Именно в таком сопровождении в процессе школьного обучения видится нам ценностный смысл психологической деятельности в школе.
Эффективность и результативность психолого-педагогического сопровождения обусловливается плановостью, системностью, целенаправленностью, многосторонностью, дифференцированностью. В целях повышения эффективности профессиональной деятельности работа ведется по технологичной многоступенчатой модели, что позволяет обеспечить встроенность психологической службы в образовательный процесс и охватить большее количество его участников.
Важными направлениями в нашей работе по сопровождению процесса обучения в рамках компетентностно-ориентированного подхода является организация психолого-аналитической деятельности и сопровождение методической работы педагогов, направленной на оптимизацию процесса обучения в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.
В целях создания оптимальных условий для становления личности ребенка ведется обширная практическая работа. Разработаны и внедрены карты психологического обследования учащихся лицея с пояснительной запиской для каждой параллели (Рисунок 1), формируется банк данных, характеризующий индивидуально-типологические особенности детей, на основе которого проектируются и реализовываются условия, в которых каждый школьник сможет успешно обучаться и развиваться (Рисунок 2). Заполняются психолого-аналитические карты развития учащихся.
На протяжении всей работы по результатам диагностики проводится анализ проблематики, выявленной в ходе работы с классом с дальнейшим вынесением на обсуждение с педагогами. Результаты и рекомендации по классам и параллелям отражены в информационно-аналитических справках (1 экземпляр – у заместителя директора, курирующего определенное звено).
Рисунок 1. Диагностические карты психологического обследования учащихся среднего звена.
Рисунок 2. Индивидуально-типологические данные учащихся лицея, тип нервной системы.
Рисунок 2. Индивидуально-типологические данные учащихся лицея, тип темперамента
В дальнейшем, к примеру, комплектование детей в пятые классы, осуществляется, опираясь на полные сведения о каждом конкретном ребенке и потенциальных возможностях его развития. Это позволяет в необходимых случаях уже в первые дни пребывания ребенка в школе, разрабатывать индивидуальные программы поддержки, реабилитации и коррекции психического развития пятиклассников.
Таким образом, самое главное – понять особенности ученика, как формирующейся личности, в контексте его жизненных условий, с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей. На этой основе определить процесс дальнейшей работы, спроектировать и реализовать условия, в которых каждый школьник сможет успешно обучаться и развиваться.
Становление успешного, компетентного ученика заключается не только в создании оптимальных условий для его развития, но и в умении научить его самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, способствовать раскрытию его потенциала, ответственно относиться к своему становлению и развитию.
В связи с этим, на основе авторских программ разрабатываем и внедряем в школьную практику систему развивающей работы.
Перечень разработанных в 2017-2018 учебном году учебных программ:
*Программа психологического сопровождения обучающихся специализированные классы «Учимся сотрудничать».
*Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
*Программа «Развивай себя», обучающиеся младшего школьного возраста, испытывающие трудности в общении и обучении.
*Программа адаптации обучающихся 1-ых классов «Лесенка успеха».
*Программа развития адаптивных возможностей обучающихся при переходе в среднее звено «Я-пятиклассник».
*Программа снижения уровня тревожности повышение уровня уверенности, гармонизация самооценки, для обучающихся, группы риска по результатам психологической диагностики «Сделай себя сам».
*Программа «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» для 10 классов.
*Программа «Мое профессиональное самоопределение, потребности рынка труда Новосибирской области» для 9 классов.
*Программа «Этическая грамматика», для 5 классов.
*Программа «Этика человеческих отношений» для 6 классов.
*Программа «Этика и гармоничная личность» для 7 классов.
*Программа «Этика общения» для 8 классов.
*Программа «Социальный инжиниринг» для 7-8 специализированных классов.
Большего внимания заслуживают разработанные психологические курсы для учащихся с 1 по 4 класс: Мир вокруг нас – 1 класс, Познай себя – 2 класс, Развивай себя – 3 класс, Совершенствуй себя – 4 класс. Созданы методические пособия, рабочие тетради.
Развитие компетенций обучаемого требует от педагогов внедрения новых педагогических технологий [7]. Возникает проблема управляемости этим процессом, в значительной степени зависящая от разработанных механизмов отслеживания и оценки эффективности их применения.
С этой целью используем систему информационно-психологического сопровождения (психологический мониторинг), позволяющую отследить результативность учебно-воспитательного процесса, выявить динамику психологического развития, определить состояние мотивационной сферы ребенка, четко увидеть изменения личностных характеристик ученика, систему межличностных взаимоотношений.
Проведенные с 2016 по 2018 год исследования показали, что такие технологии, как ТСМО, развивающего обучения и проектов, являются актуальными, эффективными, обуславливают качественное развитие психологической структуры личности ребенка, повышают его успеваемость, сохраняют психоэмоциональное и физическое здоровье всех субъектов педагогического процесса. Результаты исследований представлены на научно-практических конференциях, опубликованы статьи.
Решение задач психологического сопровождения процесса обучения в рамках компетентностного подхода не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Психологическое консультирование и просвещение, затрагивающее не только учебную деятельность ребенка, но и его возрастное и психологическое развитие, должны быть дополнены активным включением не только педагогов, но и родителей в процесс психологизации образования.
В рамках модели организации психологической службы, предлагаемой М.Р. Битяновой, формулируется основной принцип просвещения – органическое вплетение ситуации передачи знаний в процесс практической деятельности (то есть знание как ответ на реально существующий и осознаваемый запрос педагога).
Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, родители и некоторые педагоги порой осуществляют обучение и воспитание интуитивно. Вместо того чтобы внимательно изучить, какими качествами наделен ребенок от природы, развить эти качества, они упорно деформируют его. Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребенок и вдруг курит, грубит, хлопает дверью. Сухомлинский писал, что такие родители похожи на садовника, который, не зная, что за семя бросил в землю, через несколько лет пришел и очень удивился, что вместо розы вырос чертополох. «И еще смешнее, – добавляет В. Сухомлинский, – было бы видеть манипуляции садовника, если бы он начал подкрашивать, расписывать цветок чертополоха, пытаясь сделать из него цветок розы».
В этих целях нами регулярно проводятся конференции, семинары-практикумы, круглые столы. Организуются лектории, тренинговые занятия которые формируют у родителей и учителей более полный образ ребенка, помогают воспринимать его таким, какой он есть, лучше понять его особенности, учат находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций. Каждый из нас может совершать ошибки, но никогда не поздно их исправить, главное – не стыдиться этого.
Повышение психологической грамотности населения проводится не только посредством сотрудничества со СМИ. В свою работу нами привлечены различные социальные структуры, работает сайт психологической службы лицея, имеется своя страница в контакте, функционирует лицейская газета, все это расширяет границы нашей деятельности.
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. В своем росте и развитии, они преодолевают много этапов и барьеров, нередко оказываются под воздействием всякого рода неблагоприятных, негативных факторов.
Только тесное сотрудничество и взаимодействие всех субъектов педагогического процесса на основе реализации компетентностного подхода обеспечит адекватные условия развития, обучения и воспитания ребенка в соответствии с его образовательными потребностями, возрастными особенностями и индивидуальными возможностями. Поможет школьнику быстрее адаптироваться в окружающем его мире, устоять в сложных жизненных ситуациях, подняться на более высокий уровень нравственного и личностного развития, стать более компетентным и конкурентоспособным субъектом общества, полноценным гражданином нашей страны.
Список литературы:
1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Электронный ресурс: Интернет-журнал «ЭЙДОС: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
2. Голуб Г., Фишман И. Ключевые компетентности учащихся – новый результат образования. – Самара: 2003.
3. Жумагалиева Б.К. Педагогический и психологический мониторинг, их место в образовательном процессе // 12-летнее образование, – 2006 г. – № 1. – с. 61.
4. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество образования. //Проблемы качества образования, кн.2, М: 2003.
5. Калягин В.А., Матасов Ю.Т, Овчинников Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО, 2005. – 196 с.
6. Караев Ж. А., Кобдикова Ж.У. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода. – Алматы: 2005, 82 с.
7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. //Школьные технологии. – 2004. №5. – с.3-12.
8. Рачевский Е. Л. Компетентностно-ориентированная школа: пути становления. – Пермь: 2008, 173с.
9. Уварова С.В. Психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в условиях нового содержания образования // 12-летнее образование, 2006. – №2. – с. 61-65.
10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. //Электронный ресурс: Интернет-журнал «ЭЙДОС»: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
Количество просмотров: 9703 |
Добавить комментарий