Зачем первокласснику нужна электронная азбука?

 
 

Бачурина Олеся Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 180 г. Новосибирска

 

Зачем первокласснику нужна электронная азбука?

Задача учителя не в том,

чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том,

чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,

научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер

Реализация ФГОС НОО предполагает широкое использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, потому что формирование ИКТ-компетентности учащихся включено в программу формирования УУД в начальной школе.

Современный образовательный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе. Ведь перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.

Почему уроки с применением ИКТ особенно актуальны в начальной школе? Ученики младших классов (дети 7-10 лет) имеют наглядно-образное мышление. А это значит, в процессе восприятия нового надо вовлекать не только слух, но и зрение, эмоции, воображение.

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда» – гласит древняя мудрость.

В своей работе я использую электронные учебники комплекта «Перспективная начальная школа». Это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные задания, расширяющие и дополняющие содержание печатного учебника.

 

Я считаю, что уроки с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными и познавательными. Использую ЭОР на различных этапах урока, например:

- на этапе актуализации знаний — электронные тесты;

- на этапе объяснения нового материала — мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;

- на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков используют программы — тренажёры, кроссворды.

Планируя урок, тщательно продумываю цель, место и способ использования электронного образовательного ресурса. Такие уроки стали привычными для учащихся моего класса, а для меня – нормой работы.

 

В качестве примера рассмотрим электронное учебное пособие для начальной школы «Азбука». Оно входит в серию электронных учебных материалов для начальной школы, предназначенных для использования на уроках обучения грамоте в 1 классе.

Русский язык часто воспринимается детьми как один из самых трудных и неинтересных, когда детям приходится много писать. Вызвать у детей интерес к изучению азбуки, а затем и русского языка достаточно проблематично, но возможно. ЭОР «Азбука» из УМК «Перспективная начальная школа» с успехом использую на уроках ознакомления с новым материалом, закрепления и обобщения, интегрированных уроках. Все задания, используемые в электронном учебном пособии «Азбука», проиллюстрированы, это способствует хорошему запоминанию материала. Яркие рисунки, необычные интересные задания способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля учебной рефлексии.

«Азбука» состоит из иллюстраций к словам, которые начинаются на данную букву, и к серии заданий для каждой буквы в русском алфавите. Так, для гласных букв предусмотрены такие виды заданий, как поиск изучаемой буквы в словах, составление слова в результате выбора нужного слога с изучаемой буквой, поиск пропущенных букв в различных словах. Согласным буквам соответствует группа таких же заданий, только добавляются упражнения на определение мягкости или твердости звука в слова, составление звуковой модели слова.

В ЭОР учебника «Азбука» разработана система заданий, позволяющая заинтересовать первоклассников. Они могут рассмотреть, из каких элементов состоит та или иная буква, попробовать сконструировать эту букву, посмотреть видеоролик, который покажет, как правильно писать букву, что позволяет быстрое запоминание зрительных элементов.

Кроме того, в содержание учебника встроены словари. Система обращения к интерактивным словарям является механизмом формирования филологической культуры младшего школьника. Материал орфоэпического словаря озвучен, таким образом ребенок сразу получает образец правильной речи. Мне удобно работать с электронными формами пособий, потому что все интерактивные и мультимедийные элементы входят в сам корпус учебника и работают без подключения к сети Интернет.

Таким образом, уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно включить компьютер. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Применение ЭОР в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, способствует значительному повышению качества образования.

Подготовка к любому уроку с использованием ЭОР, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

Список использованных источников:

1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. 1 класс: Методическое пособие – М.: Академкнига/Учебник.

2. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. Под ред. М.Л.Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 года № 373 (с изменениями и дополнениями).

4.  Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ — компететности учителей в образовательном процессе [Электронный ресурс]

5. http://www.akademkniga.ru.

Количество просмотров: 5116  

Добавить комментарий

1. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы