О создании безопасного образовательного пространства в период пандемии

 
 

Шпигунова Лариса Валерьевна,

заместитель директора по учебной работе,

учитель математики высшей квалификационной категории

МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» г. Новосибирска

 

О создании безопасного образовательного пространства в период пандемии

Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.

Серафим Саровский

Все мы живем в современном и сложном мире, где, к сожалению, существует много опасностей, которые подстерегают нас на жизненном пути. Для того чтобы обезопасить себя в той или иной сложной ситуации или вообще ее избежать, необходимо знать: какие бывают чрезвычайные ситуации и как себя вести, если случилась беда.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников образовательных учреждений, родителей и учащихся безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Любое образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование.

Основной целью для нас с вами является создание безопасного образовательного пространства для выявления способностей каждого ученика, формирования духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Все, что окружает любого из нас во время его работы, учебы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни учащихся и охраны труда разных категорий сотрудников.

Рассмотрим, как это реализуется на примере гимназии № 11 «Гармония». Гимназия – это целостная система, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность и благополучие детей. В связи с этим основной задачей нашего учреждения становится создание социальной среды, развивающей и поддерживающей личностный потенциал учителей и учеников.

Сегодня поговорим о физиологических и психологических факторах, способствующих созданию безопасного образовательного пространства в гимназии.

Проанализируем работу по каждому фактору отдельно.

1. Физиологические факторы:

К сожалению, время стало не бранным

Когда радость любви, прощенье обидам

Уничтожены могут быть змеем трёхглавым:

Терроризмом, пожаром, нежданным ковидом.

Е.Д. Улахович

Антитеррористическая безопасность – это целый комплекс мер, направленных на укрепление материальной базы гимназии, систематическая профилактическая работа по усилению бдительности персонала, формированию умений оперативно и адекватно действовать при возникновении террористической угрозы.

В нашем образовательном учреждении установлена кнопка тревожной сигнализации, заградительные сооружения и знаки дорожного регулирования, препятствующие несанкционированному въезду постороннего транспорта. Имеется телефонная связь; установлена рамка металлодетектора; камеры видеонаблюдения по периметру внутри гимназии и на её территории; организован пропускной режим с ведением журнала посещений образовательного учреждения посторонними лицами, в который не всегда заносятся записи работниками охранной организации; осуществляется периодический обход и проверка помещений охранником и дежурным администратором на предмет обнаружения посторонних предметов и посторонних лиц, которым удалось пройти в помещение гимназии. Изданы приказы по антитеррористической защищённости; разработаны планы мероприятий по данной деятельности, инструкции по противодействию террористическим актам. Вопросы антитеррористической защищённости рассматриваются на советах при директоре, в рамках уроков ОБЖ, проводятся занятия, инструктажи, плановые тренировки с обучающимися и преподавательским составом. Такие тренировки способствуют освоению навыков быстрого реагирования в чрезвычайной ситуации. Формирование культуры безопасности сотрудников и обучающихся при условии системного подхода позволяет позитивно влиять на снижение уровня опасных ситуаций в гимназии.

Очень много положительного делается по этому направлению, но есть и проблемы: не все учителя серьезно относятся к пропускному режиму, а именно не всегда предупреждают охранников о приглашении родителей на беседу, не всегда обращают внимание на присутствие посторонних в гимназии, чаще всего находятся в своих кабинетах во время перемен, не следят за тем, чем учащиеся заняты, а ведь это безопасность наших детей.

Пожарная безопасность зависит от многих факторов, в том числе и от степени износа основных фондов. В гимназии систематически проводятся учебные мероприятия по эвакуации в различных ситуациях возникновения пожара. На уроках и классных часах учителя проводят пятиминутки по правилам действия в ЧС, особое внимание этому уделяется на уроках физики, химии, ИКТ, ОБЖ, технологии. Как уже не раз отмечалось, педагоги кафедры начальных классов стараются донести до детей правила безопасного поведения, используя игровые моменты на уроках и во внеурочной деятельности. Большую помощь учителям оказывают их выпускники (учащиеся 5–6 классов).

Следующий фактор – организация питания. Питание – это залог здоровья подрастающего поколения. Горячее питание детей во время пребывания в гимназии является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в образовательном учреждении они проводят большую часть своего времени. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.

Основные задачи, которые мы все ежегодно ставим перед собой:

– Увеличение охвата горячим питанием учащихся 1–11-х классов не менее 80 %.

– Совершенствование системы контроля качества и безопасности питания учащихся.

– Организация пропаганды среди учащихся и их родителей принципов рационального здорового питания.

Достичь положительных результатов можно только при активном взаимодействии классных руководителей с родителями и учащимися, рассмотрение проблемы на родительских собраниях. Лучше всего данную работу можно увидеть у учителей начальных классов, у многих классных руководителей средней и старшей школы и всех тьюторов специализированных классов.

Блюда в меню комплектуются с соблюдением требований: вкусовой сочетаемости, разнообразия, соответствия среднедневной стоимости питания нормативу стоимости, соответствия среднедневного продуктового набора натуральным нормам потребления. Блюда для меню взяты из специального набора рецептур, применимых для школьного питания, выходы блюд соответствуют возрасту обучающихся. В гимназии создана бракеражная комиссия, которая контролирует питание школьников. Ежегодно вопрос о питании рассматривается на совете гимназии при участии родителей. Для правильного развития учащихся, сохранения их высокой работоспособности большое значение имеет также соблюдение режима питания. В этом учебном году из-за сложившейся эпидемиологической ситуации нам приходится жертвовать учебным процессом для того, чтобы все ребята смогли получить пищу.

Говоря о безопасности, нельзя не сказать о здоровьесберегающих технологиях в образовательном процессе. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителей. Особенно все актуально в нынешних условиях, когда гигиена встает во главе образовательного процесса. Коронавирус диктует свои условия. Поэтому, объясняя правила детям, будьте аккуратны. Если выбрать неверную тактику, есть риск так напугать ребёнка, что он не захочет ходить в гимназию вообще.

Чтобы процесс прошёл легко и гладко, необходимо правильно организовать мероприятия разъяснительного характера для всех участников образовательного процесса, то есть:

– Не устрашайте. Не делать из гимназии дом с монстрами. Объяснять, что опасности там есть, но их не больше, чем на улице, в магазине или в гостях у друзей. Кроме того, их легко избежать, если быть внимательным и осторожным.

– Используйте понятные слова. Не превращать разговор в лекцию для студентов медицинского вуза. Помните, что разговариваете с ребёнком, и ему могут быть непонятны даже простые термины, вроде «воздушно‑капельный путь» или «респираторные инфекции».

– Показывайте на личном примере. Если просите ребёнка носить маску и часто мыть руки, делайте это и сами. Вы – главный образец для подражания.

– Отвечайте на все вопросы. Спокойно реагируйте на интерес ребёнка и старайтесь давать подробные ответы на все «Что?», «Как?» и «Почему?».

А ребенок в свою очередь должен:

– соблюдать дистанцию;

– мыть руки перед обедом;

– проверять температуру при входе в гимназию;

– слушать учителя.

Для этого созданы все условия:

– Организован ежедневный «утренний (для 1 смены) и дневной (для 2 смены) фильтр» при входе в гимназию с обязательной термометрией с целью выявления и недопущения лиц с признаками респираторных заболеваний с использованием всех входов и недопущением скопления обучающихся (процесс проходил бы организованней, если бы каждый классный руководитель с периодичностью напоминал ребятам правила прохождения через тепловизоры);

– усилен дезинфекционный режим (проведение уборок с использованием этих средств, наличие антисептических средств для обработки рук, использование приборов для обеззараживания воздуха). И здесь не все выполняется в полной мере. На совете при директоре было решено проводить обработку классных комнат во время уроков и по окончании первой смены своими силами, но не во всех кабинетах это выполняется постоянно. А про приборы для обеззараживания воздуха можно писать сказки, в некоторых кабинетах данные приборы вообще могут не появляться в течение дня, некоторые могут стоять в закрытых кабинетах, а самое фантастическое находить их в местах, где они не должны быть. Так получается из-за того, что некоторые учителя считают, что ответственность за приборы для обеззараживания воздуха возложена на администрацию и классных руководителей;

– созданы условия для соблюдения правил личной гигиены (наличие мыла и одноразовых полотенец в умывальниках, туалетной бумаги в туалетных комнатах);

– организация питьевого режима (особое внимание уделяется одноразовым стаканчикам);

– использование средств индивидуальной защиты (маски и перчатки) персоналом пищеблоков и масок педагогическим коллективом;

– закрепление за каждым классом отдельного кабинета (за исключением кабинетов, требующих специального оборудования), проведение занятий в актовом и спортивном (по возможности) залах и библиотеке только для одного класса;

– регулярное проветривание помещений при отсутствии детей;

– проведение спортивных занятий (уроков физической культуры) на открытом воздухе (в сложившейся обстановке учителям физической культуры необходимо пересмотреть технологию проведения уроков именно на улице);

– учебный процесс организован по специально разработанному расписанию уроков, графику посещения столовой с целью минимизации контактов обучающихся;

– в гимназии введен запрет на проведение массовых мероприятий между различными классами.

Чего делать нельзя:

– скрывать недомогания;

– грызть ручку и трогать лицо руками;

– паниковать.

Также к физиологическим факторам можно отнести профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Охрана жизни и здоровья детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения таким образом, чтобы у каждого учителя, родителя или учащегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения. Особенно это актуально сейчас, дети выходят на дистанционное обучение, а родители находятся на работе, ребята будут предоставлены сами себе и улице. Для реализации данного вида деятельности в гимназии введена должность ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Его работа заключается в организации образовательного процесса, направленного на решение следующих задач:

– предоставить обучающимся базовое знание правил дорожного движения в рамках государственных стандартов;

– сформировать у ребят устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

– применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах, дорогах и во дворах;

– поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в гимназии строится с учетом возрастных особенностей детей.

2. Психологический фактор

Психологическая безопасность образовательного процесса – важнейшее условие полноценного развития, сохранения и укрепления психологического здоровья обучающегося. Гимназия должна быть не только местом, где детей учат и воспитывают, но и психологически безопасным и комфортным пространством для развития во всех смыслах здоровых ребят. Это возможно только в атмосфере душевного благополучия и благоприятного социально-психологического климата.

Целью деятельности психологической службы является укрепление и поддержание психического здоровья учащихся и педагогического коллектива, а итогом работы является психологически здоровая личность.

Образовательная среда гимназии и ее участники могут подвергаться как внешним, так и внутренним психологическим угрозам.

А именно:

– переполненные классы, поэтому учитель не всегда успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся;

– недостаток заботы и участия педагогов при наличии жесткой дисциплины, иногда отсутствие толерантности друг к другу;

– отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников, а иногда и преподавателей;

– чрезмерная нагрузка и увеличение объема знаний;

– неправильное и неравномерное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года;

– страх ожидания экзаменов, непосредственно сам экзаменационный стресс;

– постоянно возрастающая конкуренция и конкурс результатов ЕГЭ и аттестатов при поступлении в ВУЗ.

Все это уменьшает способность образовательной среды быть безопасной.

И наоборот, доброжелательная атмосфера:

– высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся;

– высокий уровень вовлеченности в образовательный процесс, а также вовлеченность родителей;

– обучение социальным навыкам взаимодействия.

Устойчивое эмоциональное состояние зависит во многом от психологического климата урока, влияющего на состояние психологического комфорта ребенка и создания предпосылок для оптимизации учебной деятельности.

Еще одним путем повышения уровня психологического комфорта является ориентация обучающихся на духовно-нравственные ценности, через включение их в различные виды социально значимой деятельности и отношений. Деятельность каждого из нас способствует формированию у детей системы нравственных ценностей, включающей психологическую безопасность и ненасилие, что является важной общественной и педагогической задачей в условиях культивирования в современном мире жестокости, агрессии, обесценивания человеческой жизни, а также роста насилия в семьях, в детских коллективах.

Для успешного развития ненасилия как ценности у учащихся, необходима реализация следующих психолого-педагогических условий:

– развитие на основе современных гуманистических подходов эмоционально-волевой сферы, в том числе создание атмосферы психологического комфорта;

– гуманизация жизнедеятельности гимназии;

– ориентированность учителей на психологическую безопасность как важную профессиональную ценность, на личностную модель взаимодействия с детьми, личностно-профессиональный рост, изменение нравственной позиции через освоение теоретических основ и практических методов педагогики ненасилия.

Деятельность учителя в образовательном учреждении характеризуется применением многомерных педагогических компетенций, необходимых для эффективного решения педагогических задач, одной из которых является организация учебной и воспитательной деятельности, направленной на обеспечение психологической безопасности образовательного процесса. И помните, безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Количество просмотров: 6014  

Добавить комментарий

1. Особенности проведения практических и лабораторных работ в условиях дистанционного обучения
2. Прокрастинация как одна из причин неуспешности школьников при дистанционной форме обучения
3. Использование платформы Learningapps как дистанционного компонента на уроке немецкого языка в 5 классе
4. О создании безопасного образовательного пространства в период пандемии
5. Исследовательская деятельность обучающихся 9-11 классов в условиях дистанционного образования (из опыта организации профильной онлайн-смены «Мастерская исследователя» на базе МБОУ СОШ № 36)
6. Трудности ведения исследовательской деятельности на дистанционном обучении
7. Дистанционное обучение на уроках физики
8. Интеграция на уроках биологии и истории
9. Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт
10. Формирование мотивации у младших школьников в коррекционной школе
11. Опыт работы по формированию готовности студентов к исследовательской деятельности
12. Конституция для всех и каждого: опыт реализации общешкольного проекта в условиях дистанционного обучения как средство мобилизации внеурочной деятельности
13. Модель дистанционного обучения
14. Применение цифровых технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности
15. К вопросу о дистанционном обучении
16. Приём клоуз-тест как одно из средств формирования лингвистической компетенции
17. Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания с целью повышения уровня физической образованности
18. Возможно ли и как воспитывать дистанционно?
19. Трудности, с которыми столкнулись российские семьи в период дистанционного обучения
20. Метод контроля на уроках истории

Страницы

1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы