Формирование мотивации у младших школьников в коррекционной школе

 
 

Баскакова Анастасия Александровна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МКОУ С(К)Ш № 5 «Новые надежды» г. Новосибирска

 

Формирование мотивации у младших школьников в коррекционной школе

Важным элементом в процессе учебно-воспитательной деятельности является мотивация обучающихся. Известно, что мотивация школьников – один из критериев эффективности педагогического процесса. Одна из основных задач в коррекционной школе – сформировать положительную мотивацию учащихся в обучении через развитие познавательной и эмоциональной сфер личности. Мотивация у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет слабость побуждений. Они выбирают простые, не требующие волевых усилий пути решения учебных задач. Незрелость мотивационной сферы у учащихся с интеллектуальными нарушениями обнаруживается и в том, что мотивы усваиваются ими формально, не становясь для них собственными мотивами и стремлениями. Вследствие чего знания, усвоенные в процессе обучения, являются непрочными. Одним из важных направлений коррекционно-воспитательной работы с учащимися начальной школы, имеющими интеллектуальные нарушения, является формирование у них стойкого интереса к содержанию учебного материала. Заинтересованность учебным процессом позволяет создать такие условия, в которых учащиеся получают удовлетворение от выполняемой ими деятельности. Положительная мотивация в процессе учебной деятельности способствует формированию основных базовых учебных действий у учащихся начальной школы.

В своей педагогической практике я использую различные методы мотивации:

– поощрение,

– создание ситуации успеха,

– опора на жизненный опыт,

– создание ситуации взаимопомощи,

– заинтересованность в результатах учебной деятельности,

– самооценка деятельности,

– отгадывание загадки,

– разгадывание кроссворда,

– обсуждение пословиц, афоризмов, мудрых мыслей,

– обсуждение зрительного образа – рисунка, фото, символа,

– постановка проблемного вопроса и т.д.

Основное содержание мотивации в начальной школе строится на игре. По словам В. А. Сухомлинского: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Основными формами мотивации учащихся в коррекционной школе являются дидактические игры и упражнения, внеклассные мероприятия по предметам, использование современных педагогических технологий (игровые технологии, ИКТ-технологии).

Использование на уроках дидактических игр и занимательного материала способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры благоприятствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Часто на своих уроках использую дидактическую игру. Например, во 2 классе по предмету «Русский язык» при изучении темы: «Слова, которые различаются одним звуком» использую игру «Север и юг». Необходимое оборудование – касса букв и слогов.

Описание игры. Ученик выходит к доске и составляет слово. Дети вместе читают его. По сигналу: «Север!» они обнимают себя руками, показывая, что замерзли. Учитель меняет одну из букв в слове. По сигналу: «Юг!» дети машут на себя ладошками, показывая, что им жарко и все вместе читают новое слово, например: коса – роса; козы – розы и т.д.

На уроке в 1 классе по предмету «Мир природы и человека» при изучении темы «Посуда» использую дидактическую игру «Магазин». Используемое оборудование – карточки слов.

Учитель объясняет детям правила игры. В нашем городе открылся новый магазин, полки магазина пока пусты. Нужно распределить товары по отделам: посуда, обувь, одежда и др. Дети достают карточку с написанным на ней словом, читают вслух и перемещают в нужный отдел магазина, который написан на большом плакате.

Можно разыгрывать различные ситуации, например:

1. Дети делятся на группы, каждая из них должна правильно выбрать товары в свой отдел магазина.

2. Товары в отделах перепутали. Учащиеся должны найти лишние карточки и распределить их в нужный отдел.

На повторительно-обобщающем уроке математики во 2 классе по теме «Состав чисел первого десятка» используется дидактическая игра «Волшебное дерево». Цель игры – закрепление знания таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка. Оборудование – изображение любого плодового дерева с кармашками для фруктов. Примеры на сложение и вычитание с пропущенными числами.

Содержание игры. На доске находится изображение дерева. На этом волшебном дереве растут «волшебные плоды». На них написаны цифры. Ученик, который правильно решит пример, может сорвать с дерева волшебный плод и вставить в окошко.

3 + □ = 6        2 + 3 = □       □ – 3 = 4   и т. п.

На уроках чтения во 2 классе при изучении произведения В. Голявкина «Коньки купили не напрасно» использую метод «опоры на жизненный опыт». Перед чтением текста произведения спрашиваю учеников:

– Какие виды зимних забав и игр вы знаете? Учащиеся перечисляют.

– Какие зимние игры и забавы вам больше всего нравятся? Почему?

Затем читаем текст. Такой метод позволяет учащимся поделиться своими впечатлениями и активизирует учебную деятельность учащихся.

Затем предлагаю учащимся выбрать картинки с изображением зимних забав среди других игр. Даю задание: «Выбери нужное».

Метод «Ситуации взаимопомощи» применяется на уроке математики при изучении темы «Метр» в 3 классе. Учащиеся знакомятся с составом метра. На уроке труда изготавливают метровую линейку из картона. На следующем уроке математики выполняют практические действия по измерению длины, ширины, высоты класса и т.д. Такой метод мотивации активизирует интерес к уроку математики.

Метод «заинтересованности в результате» широко применяется на уроках физкультуры при проведении эстафет и соревнований. На этих уроках обязательное условие – создание ситуации взаимопомощи во время игр: «Метание в цель», «Попади в корзину», «Кольцеброс».

В своей педагогической деятельности для повышения интереса и готовности к эмоционально-коммуникативному взаимодействию обучающихся применяю следующие приемы мотивации:

– индивидуальные задания;

– работа в парах и группах;

– деление заданий на дозы с учетом психофизических особенностей учащихся с умственной отсталостью;

– проговаривание, комментирование, систематическое повторение пройденного материала;

– использование карточек, технологических карт, алгоритмов, схем задания.

Для учащихся разного уровня развития используются разные по объему, сложности и количеству грамматические задания. Например, при списывании с доски:

1-я группа (наиболее сильные учащиеся) списывает весь текст;

2-я группа (учащиеся со средними способностями) – списывают 2-3 предложения;

3-я группа (наиболее слабые учащиеся) – списывают одно предложение.

Прием комментирования часто применяется на уроках русского языка. Учащийся комментирует вслух письмо упражнения. На уроках математики учащийся проговаривает свое решение примеров. Также «прием комментирования» находит свое применение на уроках закрепления, обобщения и систематизации учебного материала.

Исходя из многолетнего опыта работы в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью, могу отметить, что благодаря использованию различных методов мотивации, у детей возрастает интерес к учебным действиям. Учебные задачи становятся более доступными, продуктивность учебной деятельности заметно повышается. Об интересе учеников к содержанию урока свидетельствует их активность, стремление и желание высказаться. Главным итогом использования различных методов мотивации учащихся стало успешное освоение образовательной программы и подготовка к обучению на следующем уровне образования.

Количество просмотров: 6151  

Добавить комментарий

1. Особенности проведения практических и лабораторных работ в условиях дистанционного обучения
2. Прокрастинация как одна из причин неуспешности школьников при дистанционной форме обучения
3. Использование платформы Learningapps как дистанционного компонента на уроке немецкого языка в 5 классе
4. О создании безопасного образовательного пространства в период пандемии
5. Исследовательская деятельность обучающихся 9-11 классов в условиях дистанционного образования (из опыта организации профильной онлайн-смены «Мастерская исследователя» на базе МБОУ СОШ № 36)
6. Трудности ведения исследовательской деятельности на дистанционном обучении
7. Дистанционное обучение на уроках физики
8. Интеграция на уроках биологии и истории
9. Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт
10. Формирование мотивации у младших школьников в коррекционной школе
11. Опыт работы по формированию готовности студентов к исследовательской деятельности
12. Конституция для всех и каждого: опыт реализации общешкольного проекта в условиях дистанционного обучения как средство мобилизации внеурочной деятельности
13. Модель дистанционного обучения
14. Применение цифровых технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности
15. К вопросу о дистанционном обучении
16. Приём клоуз-тест как одно из средств формирования лингвистической компетенции
17. Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания с целью повышения уровня физической образованности
18. Возможно ли и как воспитывать дистанционно?
19. Трудности, с которыми столкнулись российские семьи в период дистанционного обучения
20. Метод контроля на уроках истории

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы