Повышение уровня познавательного интереса дошкольников через приобщение к культуре родного края

 
 

Чередова Евгения Валерьевна,

воспитатель МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

 

Повышение уровня познавательного интереса дошкольников через приобщение к культуре родного края

Среди множества проблем современности особенно актуальной остается проблема развития у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте, который является важным периодом в жизни человека, так как в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка. Учитывая особенности дошкольного возраста как сензитивного периода в усвоении знаний, необходимым является создание психолого-педагогических условий для развития познавательного интереса детей. Для того чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке познавательную потребность, являющуюся источником его познавательной активности и лежащей в основе развития познавательного интереса человека.

Ребенок дошкольного возраста, познавая разнообразные объекты, события, явления, учится не только подвергать анализу и сравнивать, но и делать выводы, обдумывать и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, регулировать и классифицировать представления и понятия. У ребенка старшего дошкольного возраста возникает необходимость утвердиться в своем отношении к миру, который его окружает. Отличительная черта данного возраста – познавательные интересы, которые выражаются во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и желании выяснить у старшего, где, что и как растет, живет. Ребенок старшего дошкольного возраста интересуется явлениями неживой и живой природы, проявляет инициативу, которая выявляется в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, прикоснуться.

Поэтому считаю, что работу по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста целесообразно проводить через знакомство с природным и социальным окружением, так как это способствует формированию чувства любви к Родине, воспитанию у детей дошкольного возраста эмоционально-положительного отношения к родным местам, способности любоваться и проникнуться красотой окружающей жизни.

Творческой группой педагогов нашего детского сада разработана и применяется в работе с детьми авторская программа «Люблю свой родной край».

Приобщение детей к культуре родного края мы начинаем со средней группы. Первое, с чем мы знакомим детей из ближайшего социального окружения – это детский сад. С помощью экскурсий по детскому саду, фотографий, рассказов сотрудников, работающих с основания детского сада, знакомим детей с историей нашего детского сада. Беседуем об интересных людях, работающих с ребятами, об их увлечениях и достижениях. Вместе заполняем альбом старыми и современными фотографиями прогулочных участков, помещений, залов, сравниваем, каким был детский сад раньше и какой он сейчас.

Приобщение к культуре, знакомство с традициями и обычаями своего народа у ребенка начинается с семьи. Огромную роль в воспитании познавательного интереса к родному краю играет личный пример родителей, поэтому мы привлекаем семьи к работе по приобщению детей к культуре родного края через участие в совместных мероприятиях. За круглым столом узнаем об истории, традициях и обычаях каждой семьи. Взрослые рассказывают детям о своем вкладе в строительство и развитие поселка, о своем труде на предприятиях Линево, и дети, видя своих родных в новой для них роли, гордятся ими.

Хоть наш посёлок и небольшой, но в нём есть много интересных мест. Мы предлагаем детям и взрослым, совершая прогулки по поселку, постараться увидеть необычное в обыденном и отразить свои впечатления в мини-докладах «Где мы с мамами гуляем». Затем с помощью докладов, рисунков, фотографий, подготовленных детьми вместе с родителями, ребята узнают знакомые места и делятся со всеми своими маленькими открытиями и наблюдениями, сделанными во время прогулок.

В ходе разработки программы «Люблю свой родной край», наряду со сценариями образовательной деятельности, мы подготовили для детей много игр, пособий, видеоматериалов и презентаций. Так, с помощью игры-бродилки «Достопримечательности Линево» и лэпбука «Посёлок, которым я горжусь!», мы знакомим детей с предприятиями и учреждениями поселка.

  

Предлагаем детям подумать и объяснить происхождение названий улиц, на которых они живут.  Таким образом, дети активно включаются в процесс познания своей малой родины. Разработанная нами игра «Собери кубики. Достопримечательности Линево», помогает детям закрепить знания о родном поселке.

 

Совершая с детьми экскурсии в детскую  библиотеку, музыкальную и художественную школы, Дом культуры, спортивные учреждения, мы рассказываем, что наш поселок год от года становится все лучше и современнее, что здесь есть много мест для посещений людьми разного возраста с различными интересами.

 

При знакомстве детей с окрестностями нашего посёлка, с деревнями и сёлами, которые его окружают, мы вместе рассматриваем карту нашего района и предлагаем детям отметить флажками места, где они были. При этом дети рассказывают интересные факты из собственного опыта, из рассказов бабушек и дедушек, проживающих в этих деревнях и селах.

Природа нашего края богата лесами и водоемами. Здесь много водопадов, а ландшафт разнообразен: от равнин до холмистой местности и скал! С помощью видеофильмов и фото знакомим детей с памятниками природы нашего района: с Беловским водопадом, Бердскими скалами, экологической тропой к водопаду Бучило, Змеиной горой и др. Знакомим родителей с помощью разработанных нами маршрутных карт с описанием природных достопримечательностей, информацией, какие редкие виды растений и животных встречаются там, с подробным описанием, как туда можно добраться и правилами поведения в этих местах.

И родители с удовольствием подключаются к этой работе, совершают путешествия вместе с детьми, начинают искать информацию и делятся с нами, принося в детский сад свои видео и фотоматериалы о других интересных местах. Таким образом, у детей появляется интерес к изучению природы родного края, любовь к ней. Так, увлекшись темой природных памятников, родители сделали и подарили детскому саду игру деревянные пазлы «Бердские скалы», на которой скалы изображены в разное время года, а также видеоролик о Змеиной горе с рассказом о редких растениях этого замечательного места.

Знакомя детей с культурой родного края, нельзя не затронуть тему быта людей прошлого века. Предварительной работой по этому вопросу было посещение детьми мини-музея «Русская изба», созданного руками работников детского сада, где находятся атрибуты, которыми люди пользовались более ста лет назад.

Большой познавательный интерес у детей вызвало занятие «Путешествие в прошлое нашего края». Рассматривая презентацию, дети смогли сравнить, как делали посуду, ткань, обувь, как занимались скотоводством и земледелием, как добывали уголь в нашем районе в начале прошлого века и как это происходит сейчас. Это занятие вызвало у детей много эмоций, они еще долго делились своими впечатлениями. На основе подготовленных фотоматериалов, творческой группой детского сада была разработана игра «Что было – что стало», в которую дети с удовольствием играют, рассматривая и сравнивая изображения предметов прошлого века и сегодняшнего дня.

 

Диапазон культурных объектов, с которыми мы знакомим старших дошкольников, достаточно широк: это достопримечательности, исторические места и памятники поселка и Искитимского района. Есть всем известные памятники «Живым и павшим воинам России», который дети видели, бывая с родителями в парках нашего поселка, в г. Искитим. Но есть памятники, информацию о которых мы вместе с родителями и детьми смогли найти при изучении литературы о нашем районе и через поиск в сети Интернет. Так дети подготовительных групп с помощью родителей подготовили презентации и мини-доклады о таких достопримечательностях Искитимского района, как «Памятник Койновской бедноте», необычный памятник-монумент – факелообразная известняковая глыба, олицетворяющая рождение города Искитим, первое кирпичное здание – лавка купцов Еремеевых, памятник деревянного зодчества – самый старый дом 18 века в деревне Быстровка, необычной архитектуре Покровского монастыря в селе Завьялово и о многом другом.

Для закрепления знаний о культурных объектах нами создана игра «Разрезные картинки. Достопримечательности Искитимского района», в которую дети с удовольствием играют.

 

На одном из занятий, совершив виртуальную экскурсию по Искитимскому городскому историко-художественному музею, дети пожелали посетить его вместе с родителями и своими глазами увидеть все экспозиции. Ведь музей и его содержимое является хранилищем краеведческого материала нашего района с начала 19 века, а само здание тоже достопримечательность, так как в годы войны здесь размещался госпиталь.

Так, шаг за шагом, вместе с детьми изучая культуру и достопримечательности родного края, мы видим, как дети проникаются интересом к изучению своего родного края, проявляют интерес, любознательность, отражают свои впечатления о малой родине в разных видах детской деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в игре, разворачивают сюжет.

Таким образом, приобщение детей дошкольного возраста к культуре родного края способствует формированию и укреплению познавательного интереса детей, позволяет решать задачи их познавательного развития.

Количество просмотров: 8421  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Управление поэтапным внедрением модели «Использование дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения» в рамках деятельности городской инновационной площадки на базе МКДОУ д/с № 481
2. «Проект «#СидимДома555» – дистанционное обучение: возможности и реальный опыт
3. Профессиональные возможности музыкального руководителя в формате дистанционного обучения
4. Дистанционное обучение: от создания контента до организации образовательного процесса
5. Дистанционное образование как форма взаимодействия с детьми и родителями в дошкольной организации
6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в МКДОУ № 457
7. Использование нетрадиционных методов работы со сказкой с детьми старшего дошкольного возраста
8. Растим будущих патриотов
9. Социальное партнерство дошкольной образовательной организации в социокультурном образовательном пространстве крупного города
10. Создание инициативной образовательной среды в ДОО
11. Нетрадиционные техники рисования в детском саду как средство развития творческих способностей дошкольников
12. Дистанционный формат обучения как современная форма работы с семьями воспитанников ДОУ
13. Дистанционное образование как одна из форм образовательного процесса в современном детском саду
14. Жизнь прекрасна, когда безопасна
15. Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников
16. Повышение уровня познавательного интереса дошкольников через приобщение к культуре родного края
17. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической и танцевальной деятельности
18. Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт в ДОУ
19. Формирование лидерских качеств старших дошкольников через развитие речевых компетенций
20. Игровые тренинги в парах: родитель-ребенок

Страницы

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы