Речевое развитие дошкольников посредством приобщения детей к художественной литературе

 
 

Горбачева Анастасия Юрьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ детский сад № 117 г. Новосибирска

 
 
 

Очкина Виктория Анатольевна,

воспитатель МКДОУ детский сад № 117 г. Новосибирска

 

Речевое развитие дошкольников посредством приобщения детей к художественной литературе

Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском саду – это речевое развитие. Полноценное речевое развитие ребенка-дошкольника, безусловно, невозможно без художественной литературы, она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир взаимоотношений и человеческих чувств, обобщает его эмоции, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Дети-дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Детям среднего дошкольного возраста особенно интересны стихотворения, в которых описываются игровые ситуации, а главные герои – игрушки, животные или такие же дети. Все это успешно сочетается в творчестве великой русской поэтессы Агнии Барто, со дня рождения которой в этом году исполняется 115 лет.

Далее прилагается педагогический проект для детей средней группы детского сада «Творчество Агнии Барто глазами детей».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТВОРЧЕСТВО АГНИИ БАРТО ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Тип проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: краткосрочный проект (10 дней)

Сроки реализации: 22.03 -2.04

Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы.

Цель проекта: приобщение детей к художественной литературе путем знакомства с творчеством Агнии Барто.

Задачи проекта:

– Расширять знания детей о поэтессе Агнии Барто и ее творчестве;

– Воспитывать любовь к семейному чтению детей и родителей средней группы;

– Создать условия для всестороннего развития ребенка путем создания в группе уголка творчества поэтессы.

Актуальность проекта:

Книга, а особенно детская книга, занимает особое место в жизни дошкольника. Именно из детской литературы ребенок черпает такие понятия, как добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому особенно важно подобрать для чтения детям такие книги, в которых доступным детским языком автор учит малыша жить, мыслить, оценивать свои поступки. Один из таких детских авторов – поэтесса Агния Львовна Барто, которой в этом году исполняется 115 лет со дня рождения. На ее веселых стихотворениях выросло не одно поколение детей, но и сегодня ее творчество находит отклик в детских сердцах. С 22 по 27 марта 2021 года объявлена «Всероссийская неделя детской книги», в рамках которой мы решили реализовать данный проект.

Ожидаемые результаты:

– Дети углубленно познакомятся с творчеством Агнии Барто.

– Для семейного чтения станут чаще выбирать произведения поэтессы.

– В группе будет создан творческий уголок, посвященный творчеству Анны Львовны.

Продукты проекта:

1. Создание стенгазеты семейного чтения с комментариями детей: «Агнию Барто читаем всей семьей»; (Приложение 2)

2. Викторина познавательная «Уронили мишку на пол…» (Приложение 1)

Подготовительный этап.

На этом этапе мы:

– подобрали художественную и методическую литературу по теме проекта;

– подобрали иллюстрации к стихотворениям А. Барто и портреты самой поэтессы.

– попросили родителей принести имеющиеся дома сборники стихотворений Агнии Барто;

– провели опрос родителей о том, какие книги они предпочитают читать детям дома, как часто уделяют внимание творчеству поэтессы.

Основной этап.

Основной этап реализации проекта осуществляется в процессе совместной деятельности детей и педагогов с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

1) Беседы: «Знакомы ли вы с творчеством А. Барто?», «Какие стихотворения поэтессы вам полюбились?», «Любимые иллюстрации к сборникам поэтессы»;

2) Рассматривание книг и иллюстраций А. Барто;

3) Знакомство с произведениями поэтессы. Чтение книг;

4) Заучивание стихотворений А. Барто;

5) Конкурс чтецов «Игрушки»;

6) Оформление выставки сборников книг А. Барто;

7) Рисование иллюстраций к книгам автора;

8) Дидактические игры6 «Доскажи словечко», «Угадай, что за стихотворение?»;

9)Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»;

10) Театрализация стихотворения: «Помощница»;

11) Пальчиковая гимнастика «Про кошку»;

12) Изготовление папки-передвижки: «Творчество Агнии Барто».

Работа с родителями:

1) Чтение дома в семейном кругу произведений А. Барто.

2) Фоторепортаж «Семейное чтение». (Приложение 5)

3) Помощь детям в рисовании любимого персонажа из стихотворения А. Барто.

4) Создание книжек-малышек с детьми.

5)Рекомендации для родителей: «Список рекомендованной литературы для чтения детям дома».

Заключительный этап

– Оформление в группе уголка творчества Агнии Барто. Выставка книг. (Приложение 3)

– Викторина «Путешествие по творчеству А. Барто» (Приложение 1)

– Оформление коллажа «Читаем вместе с семьей». (Приложение 4)

– Создание стенгазеты: «Агния Барто глазами детей». (Приложение 4)

Результаты проекта:

1. Дети углубленно познакомились с творчеством Агнии Барто.

2. Для семейного чтения родители стали чаще выбирать произведения полюбившегося автора.

3. В группе создан творческий уголок, посвященный творчеству Анны Львовны.

Количество просмотров: 8888  

Добавить комментарий

1. Организация общего родительского собрания в детском саду
2. Как мотивировать ребенка?
3. Классный час «Нам не нужна война!»
4. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР по теме «Путешествие в страну здоровья»
5. Развлечение на улице для подготовительных групп (дети 6-7 лет) «Задорная санница»
6. Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по теме «Поможем петушку из сказки «Петушок и бобовое зернышко»
7. Открытый урок по теме «Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта «Шар в окошке», систематизация знаний о способах подготовки к пересказу»
8. Классный час «Реки России»
9. Конспект музыкально-познавательного занятия по закреплению знаний дошкольников о музыкальных инструментах с использованием программируемой игрушки «Умная пчела»
10. Развитие речи детей раннего возраста посредством сказок
11. Разработка классного часа «Секреты здоровья»
12. Речевое развитие дошкольников посредством приобщения детей к художественной литературе
1. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Понятие о тексте. Основные признаки текста», построенного на основе методов и приемов технологии развития критического мышления ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Технологическая карта урока русского языка ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ согласно ФОП ДО ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Мастер-класс «Как cложное cделать простым» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы