Гуманизация воспитательного процесса в опоре на физиологические особенности младших школьников на занятиях в студии музыкального театра «Твой театр»

 
 

Высотина Надежда Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДТ «Октябрьский» г. Новосибирска

 

Гуманизация воспитательного процесса в опоре на физиологические особенности младших школьников на занятиях в студии музыкального театра «Твой театр»

Опираясь на известное понятие «гуманизация» в педагогическом процессе как явление духовной и нравственной ориентации на такую систему, ядром которой является признание ценности конкретной личности обучающегося, важно вывести на первый план представление о первостепенном значении физиологии, со всеми ее законами в данном процессе. В нашем случае мы используем понятие «физиологии» как науки о процессах жизнедеятельности организма.

В представленной работе находит отражение лишь раздел физиологии рефлексов (рефлекс – реакция организма на раздражение) или психофизиология. Опора на знания в области физиологии в воспитательном процессе (воспитание это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка) способна и должна нести не только здоровьесберегающую, как вспомогательную функцию, но и главную – формирующую воспитательный процесс.

Систематизация инстинктов (инстинкт – это сложный безусловный рефлекс; последовательность рефлекторных действий, закрепленных наследственно; совокупность врожденных тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения) по И.М. Сеченову: «…представляет три основные направления: витальные инстинкты (отвечающие за жизнедеятельность), социальные и инстинкты саморазвития».

К инстинктам саморазвития относятся: исследовательский, подражательный и игровой. В воспитательном процессе, при условии стремления к продуктивности, обращение ко всем трем видам инстинктов желательно.

К примеру: знание о таком витальном инстинкте как экономия сил подскажет педагогу при составлении плана занятия четкий хронометраж фаз напряжения и ослабления нагрузки, перерывов. К проявлению того же инстинкта относится неусидчивость, так как статику младшие школьники переносят сложнее, чем динамические нагрузки. В рамках занятия в театральной студии довольно легко чередовать статические периоды и подвижные.

Таким образом, на каждом временном отрезке занятия, ребенок максимально вовлечен в воспитательный и образовательный процесс. Использование знаний о витальных инстинктах помогает оптимизировать ключевые знания об инстинктах саморазвития (подражательный, исследовательский, игровой), формировать целенаправленное воздействие на личность.

Понимая значение исследовательского инстинкта для ребенка, педагог умело преобразует подаваемую информацию по типу решения увлекательной задачи, пробуждая любопытство, ставит в центр воспитательного процесса ребенка с его потребностями, достигая, таким образом, максимальной степени гуманизации. Подражательный инстинкт широко используется в педагогической практике, так же, как и игровой.

Игра как основной вид деятельности дошкольников – явление общепризнанное. Такие известные психологи и педагоги, как К. Гросс, Л.С. Выготский, К. Кафка, Ж. Пиаже, Я. Корчак и др. в своих работах придавали большое значение игре. Соглашаясь с мнением Р.С. Немова, необходимо подчеркнуть, что роль и значение игры в жизни младших школьников так же весьма значительна. Решая образовательную задачу, например – развитие произвольного внимания в театральной студии, используя развивающие тренинги именно в игровом формате, педагог параллельно решает и воспитательную, а именно проектирует очень комфортную и продуктивную форму взаимодействия между всеми участниками образования.

Таким образом, можно сделать вывод, что опора на физиологические потребности ребенка в процессе воспитания, с точки зрения его гуманизации, имеет большое значение. Также необходимо подчеркнуть, что и образовательный процесс, неотъемлемой частью которого является воспитание, целиком зависим от законов детской физиологии.

Количество просмотров: 8315  

Добавить комментарий

1. «Поймать и обезвредить»: применение приема «Лови ошибку» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
2. Педагог в образовательном пространстве студии раннего развития
3. Работа с одарёнными детьми
4. Художественное творчество как ресурс успешности детей и подростков
5. Виток истории. Моя профессия – небо!
6. Современный взгляд на традиционные методики преподавания музыкальных дисциплин
7. Дополнительная общеобразовательная программа «Английский вместе»: особенности работы, проблемы и результаты
8. Реализация воспитательной компоненты в арт-студии «Фабрика идей»
9. Традиционное декоративно-прикладное искусство: создание новых идей, поиск новых технологий
10. Педагог-организатор клуба по месту жительства – работа в современных условиях
11. Мои особенные дети
12. Педагог и новое поколение детей
13. Специфика реализации программного модуля «Классический танец» в хореографических коллективах дополнительного образования
14. Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей
15. Развивающие математические игры для детей старшего дошкольного возраста в Центре интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста «Неваляшки»
16. Специфика работы концертмейстера в студии эстрадного вокала
17. О методах создания воспитательного пространства в детском коллективе
18. Техника исполнения танца «Ча-ча-ча» во время обучения спортивным бальным танцам в учреждении дополнительного образования
19. О значении дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности в реализации воспитательной системы МБУДО ДТ «Октябрьский»
20. Технология организации онлайн-конкурса «ТВОРЧЕСТВО LIFE» в условиях дистанционного обучения

Страницы

1. Глобальная компетентность как компонент финансовой безопасности и грамотности подростков в социальных сетях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Профессиональное становление педагога через интеграцию в педагогическое сообщество: из личного опыта педагога дополнительного образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Профессиональные сообщества как фактор роста в профессии. Выигрывай не в одиночку, а в команде Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Бисероплетение: трансформация традиций через современные технологии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Психология способностей в контексте дополнительного образования: раскрытие индивидуального потенциала ребенка Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Формирование художественно-эстетического вкуса детей путем внедрения джазовой музыки в образовательный процесс Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. «Разные игры – один результат»: из опыта работы МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. За кулисами волшебства: чему учит сказка ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. «Про отцов и дедов помнить от века завещано» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Значение целостности разностороннего воспитания ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
12. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
13. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
14. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
15. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
16. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
17. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы