Познавательное развитие дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

 
 

Донина Ольга Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Донская Олеся Игоревна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Полякова Наталья Евгеньевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Познавательное развитие дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность

Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам.

Ральф Уолдо Эмерсон

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, у них всегда много вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребёнок сразу все понял. Для этого существует детское экспериментирование. Наглядные, интересные опыты и эксперименты помогают детям лучше понять и усвоить окружающий их мир.

С целью развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и для того чтобы глубже погрузить детей в мир экспериментов, в нашем детском саду прошёл фестиваль опытов и экспериментов «Эксперимент шоу».

В течение недели воспитатели совместно с детьми проводили различные опыты и эксперименты. В группах были организованы мини–лаборатории с различными материалами для исследований и экспериментирования, в которых дети с помощью педагогов провели различные опыты и эксперименты с водой, молоком, воздухом, бумагой, магнитами: «Лава-лампа», «Вулкан», «Невидимые чернила», «Рисунки на молоке», «Живые червячки», «Цветные гейзеры». Самостоятельно изготовили слайм, мыльные пузыри, шипучие «бомбочки» для ванны.

 

 

Дети с таким удовольствием экспериментировали: смешивали различные вещества, нагревали, охлаждали, красили, трогали и наблюдали, что не могли остановиться и продолжали экспериментировать дома вместе с родителями, заряжая их своим интересом. Свои самые интересные опыты ребята с родителями снимали на видео, которые затем смотрели в группе с остальными детьми.

Для того чтобы родители понимали цели и задачи детского экспериментирования, его значимость для становления личности ребёнка, педагоги оформили папки-консультации, памятки и буклеты: «Экспериментируем всей семьей», «Опыты и эксперименты на улице», «Развиваем познавательный интерес у ребенка» и др. Рассказали о важности фиксирования результатов своих исследований: родители совместно с детьми вели дневники и журналы, рисовали плакаты, делали коллажи из фотографий, лэпбуки и книжки-малышки на тему проведённых опытов.

Мы считаем, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Мы считаем, что опытно-экспериментальная деятельность, наряду с игровой, как нельзя лучше способствует решению данной задачи, так как эти два вида детской деятельности оказывают существенное влияние на полноценное, разностороннее развитие личности ребёнка.

У дошкольников формируется высокий уровень самостоятельности и любознательности, расширяется круг интересов, дети инициативны в выдвижении и проверке гипотез, устанавливают причинно-следственные связи, ищут подходы к решению проблемных ситуаций. А какие неподдельные эмоции Вы увидите у крохи, совершающего свои первые научные открытия!

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Количество просмотров: 6937  

Добавить комментарий

1. Спортивная игра «Пионербол для дошколят» как одна из форм здоровьесбережения детей
2. На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения
3. Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста
4. Физическое развитие и привитие навыков здорового образа жизни как аспект функционально грамотной личности
5. Организация волонтерского движения среди дошкольников по пропаганде здорового образа жизни
6. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков
7. Формирование и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста
8. «Здоровые дети – здоровая нация»: сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада
9. Детская анимация как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма
10. Художественно-эстетическое развитие дошкольников как важная составляющая успешной личности
11. Создание макетов с детьми с ОВЗ как средство социальной адаптации и индивидуального развития ребенка
12. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
13. Формирование познавательных способностей дошкольников на примере ближнего природного окружения через разные виды детской деятельности
14. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в дошкольном учреждении
15. Познавательное развитие дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
16. Развитие речи и творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность
17. Реализация парциальной программы «Юные пешеходы»
18. Фольклорные праздники как способ приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
19. Использование игровых технологий в процессе автоматизации поставленных звуков у детей с ТНР
20. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы

Страницы

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы