Формы и методы воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся коррекционной школы

 
 

Чугунова Людмила Леонидовна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Чазова Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Формы и методы воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся коррекционной школы

Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости,

ибо без первой трудно научиться последней.

Я. А. Коменский

На протяжении всей истории человечества люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, политические разногласия, пропаганда западных стран, направленная на моральное разложение человека, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи, о подрастающем поколении. Поэтому одна из главных задач школы, а особенно коррекционной – это вооружение нравственными знаниями обучающихся.

В настоящее время современные школы создают педагогические условия для духовно-нравственного воспитания и развития школьников в процессе учебной деятельности.

Как говорил известный педагог К. Д. Ушинский: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки».

Большую возможность для развития духовно-нравственного воспитания школьников предоставляет работа в музее. Музеи, в том числе и школьный, располагают богатым социально-воспитательным потенциалом в развитии:

– познавательной и творческой деятельности;

– патриотического, нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения.

В МКОУ С(К)ШИ № 37 уже давно действует школьный музей, экспозиции которого направлены на историю развития школы.

Но у педагогов возникла идея создания в МКОУ С(К)ШИ №37 уголка «Русская изба». Автор идеи и руководитель создания данного музея – Юрий Николаевич Страмилов, учитель музыки, руководитель фольклорной студии «Ставенки».

Была проведена огромная работа по оформлению и воссозданию образа русской избы, сбору и созданию экспонатов для музея. В данной работе приняли участие большое количество как педагогов, так и детей. Открытие музея сопровождалось праздником с народными песнями, играми и т.д.

Кроме того, Юрием Николаевичем было организовано участие педагогов МКОУ С(К)ШИ № 37 совместно с обучающимися (участие приняли более 70 человек нашей школы) во Всероссийском проекте «Фестиваль народного искусства «Живая старина»».

Исследовательские работы и проекты, представленные на фестивале:

– Роспись русской народной избы. Цель работы: выявить эффективность и значение фольклора в художественно-творческом воспитании детей через роспись русской избы;

– Использование русских народных игр в духовно-нравственном воспитании детей с ОВЗ. Цель работы: формирование знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народные игры;

– Изучение русского фольклора на занятиях по развитию слухового восприятия устной речи. Цель работы: знакомство с истоками родной культуры, расширение знаний о прошлом своего народа;

– Старинные русские меры длины. Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и что они обозначали, сравнить их с новой измерительной системой и найти отражение этих мер в русских пословицах и поговорках, в литературных произведениях;

– История праздника «Сороки». Цель работы: узнать происхождение праздника «Сороки»;

– Весенние заклички в фольклорном празднике «Сороки». Цель работы: знакомство с русскими народными традициями.

Все работы размещены в социальной сети ВКонтакте на странице сообщества «Образовательная птица будущего».

В заключении хочется сказать, что форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию очень много: беседы, классные часы, занятия «Разговоры о важном», экскурсии, организация работы кружков, секций творческой, интеллектуальной, спортивной направленности и другие. И одной из таких форм, на наш взгляд, очень важной, является сотворчество и сотрудничество участников образовательного процесса. Так как сотворчество и сотрудничество педагогов и обучающихся – это источник, это условие их развития. Как показал опыт нашей работы, взаимодействие, основанное на сотворчестве, сотрудничестве и взаимодействии педагога с детьми, способствует эффективному осуществлению процесса нравственного воспитания.

Количество просмотров: 934  

Добавить комментарий

1. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы