Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО

 
 

Платонова Мария Васильевна,

старший воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 20 «Сказка» г. Новосибирска

 

Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО

На сегодняшний день тема развития детской инициативы, детской субъектности, индивидуализации является самой актуальной. Одна из основных задач ФОП ДО так и сформулирована: обеспечьте развитие инициативности ребёнка, его самостоятельности. Сюда же добавим принципы и подходы ФОП ДО (п. 14.3 ФОП и п.1.4 ФГОС ДО), где опять же поддержка инициативы, с опорой на индивидуальные особенности воспитанников, когда сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, он субъект образования с признанием личностного начала по праву рождения.

В ФОП ДО четко обозначена субъектность не только детей, но и педагогов, поэтому педагог вправе сам выбирать, как планировать и реализовывать работу с детьми. Главное – учитывать требования ФГОС ДО и ФОП ДО, чтобы каждый ребенок в группе чувствовал себя значимым и уверенным в себе, мог проявлять инициативу, самостоятельность и развивать свой творческий потенциал.

Выбор системы гибкого планирования определил стратегию реализации поставленных перед нами задач ФОП. В настоящее время в нашем детском саду планирование образовательной деятельности – это не строгие упорядоченные действия педагога и безуклонные действия воспитанников, а система реализации во времени всевозможных детских инициатив, актуальных для них в проживающем моменте. В детском саду жизнь групп не расписана в перспективном плане, она формируется всеми участниками образовательных отношений и включает разнообразие форм, результатов и видов детской деятельности, тем самым реализуя главные принципы ФОП ДО детской субъектности.

Гибкое планирование направлено на выстраивание образовательного процесса от интереса ребенка. Дети живут настоящим, им важно и интересно, что происходит с ними, вокруг них именно в настоящий момент. Поэтому действия должны быть наполнены детскими замыслами. Совместное планирование детей и педагогов повышает мотивацию к участию в образовательной деятельности, позволяет детям самостоятельно выбирать форму и вид деятельности для достижения результата. Нахождение собственных решений детьми стимулирует мышление, принятие на себя ответственности, формирует положительное восприятие себя как творческого исследователя-первооткрывателя.

 

При совместном планировании с детьми чаще всего используется технология «4-х вопросов»: «Что я знаю?», «Что ты можешь рассказать?», «Что хотел бы узнать?», «Где можно найти эту информацию?». Стартовой точкой гибкого планирования является создание «мотивационной точки», от которой у детей возникает масса вопросов для исследований, открытий.

Все детские вопросы фиксируются, если вопросов много, они объединяются по смыслу, проходит детское голосование, вопросы, набравшие меньшее количество голосов, фиксируются в «листе ожидания» по согласованию с детьми, с обязательным указанием имён ребят, чей вопрос.

Детский интерес обеспечивает длительную устойчивую мотивацию к долговременному разностороннему изучению выбранной ими темы, что позволяет решать задачи различных образовательных областей, включая ребенка в разные виды детской деятельности.

В течение недели воспитатель совместно с детьми может изменять план: уменьшать или увеличивать количество образовательных ситуаций. При этом перед каждой организованной образовательной деятельностью он проводит с детьми утренний круг, в вечернее время – вечерний круг, для планирования дальнейших действий и рефлексии.

Расписание занятий при таком формате планирования служит лишь ориентиром для педагога, за исключением занятий, которые проводят специалисты, но и они с большим интересом подключаются к детским приключениям.

Мы уверены, что благодаря субъектному педагогическому подходу к реализации образовательной деятельности раскрыты особенности гибкого планирования, а также неназойлива позиция педагога, вариация видов детской деятельности и свободный выбор предметного материала, где педагог лишь создает условия.

При дальнейшем внедрении системы гибкого планирования, мы планируем апробировать в работе другие варианты: «модель 7 вопросов», модель «Хочу все знать!», «Календарь событий», «Свободная пятница». И это не предел, потому как пытливый ум каждого ребёнка способен на многие открытия, в том числе и для педагогов.

Количество просмотров: 4835  

Комментарии

Очень интересная и полезная информация.

Страницы

Добавить комментарий

1. Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации
2. Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»
3. Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
4. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества дошкольного образования
5. Организация работы с родителями в соответствии с ФОП ДО
6. Национальная культура народов Сибири
7. Наставничество как основа профессионального развития педагога
8. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора
9. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
10. Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО
11. Использование наставничества в образовательной деятельности с детьми в условиях ФОП ДО
12. «Рецепт» моей наставнической деятельности
13. Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством технологии «Посткроссинг»
14. Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды
15. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса
16. Развитие чувства ритма дошкольников при обучении игре на деревянных ложках
17. Создание в группе центра патриотического воспитания дошкольников
18. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
19. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
20. Азбука дорожного движения

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы