Интегрированный бинарный урок как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников
Два учителя, два предмета на уроке: современно, актуально, перспективно.
Наша статья поможет вам, уважаемые коллеги, ответить на вопрос: «Как двум учителям решить две проблемы на одном уроке?»
Хотим представить интересный опыт по реализации системно-деятельностного подхода на интегрированном уроке по предметам окружающий мир и информатика. Интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Открытый урок был проведен в 3 «В» классе в Гимназии № 12 по теме: «Небесное тело – Луна. Алгоритм, виды алгоритмов».
Урок является интегрированным по содержанию и бинарным по своей форме. Это позволило усилить интеграционный эффект, и создать модель учебного диалога не только между учащимися, но и учителями, продемонстрировав, таким образом, широкий спектр средств и способов коммуникации.
Урок включает в себя:
*Технологию сотрудничества, что позволяет реализовать демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
*ИКТ – учащиеся при помощи компьютера получают массу интересной и необходимой информации, создают управляемые модели, работают с алгоритмами и рисунками.
*Проектно-исследовательскую деятельность, которая включает в себя следующие основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.
Способы интеграции часто присутствуют на уроке любого учителя, а вот взаимодействие на уроке двух учителей встретишь нечасто. Поэтому, согласовав с Татьяной Владимировной (учитель информатики) темы предметов, обговорили цели и задачи нашего урока, обсудили и сформулировали общие понятия, которые дети должны усвоить, согласовали время на их изучение, выработали тот единый «стержень», к которому мы должны подвести учащихся.
Предмет |
Тема |
Цель |
Задачи |
Окружающий мир |
Небесное тело – Луна |
Формирование представления о холодном небесном теле – Луне |
1. Познакомить со спутником Земли – Луной, с её движением вокруг Земли, размерами и расстоянием от Земли. 2.Развивать наблюдательность, умение моделировать предметы и явления окружающего мира, воображение и фантазию. 3.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. |
Информатика |
Алгоритм, виды алгоритмов |
Обобщение понятия «алгоритм», практическое применение умений создавать и реализовывать алгоритмы в решении прикладных задач |
|
На данном уроке использовалось следующее оборудование: компьютеры, объединенные в сеть, проектор, Smart-доска, конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™, рулетка(5м), энциклопедии, бейджики с названием групп, инструкции и памятки для групп, таблица с критериями, медали для поощрения, фломастеры, листы для записи и оформления работ.
Приведем краткое изложение реализованного проекта урока.
Ход урока
- Мотивационно-целевой этап
Первый этап урока мы начали с того, что заинтересовали учеников необычной фантастической историей про инопланетянина Янта, который вследствие поломки космического корабля оказался на неизвестном небесном теле – Луне.
Учитель начальных классов:
Подвожу детей к мысли, о том, что мы можем помочь Янту, собрав как можно больше информации об этом небесном теле. Предлагаю ученикам сначала заполнить схему «Что мы знаем о Луне».
После ее заполнения учащиеся пришли к мнению, что имеющейся информации недостаточно, чтобы справиться с заданием, а значит им нужно провести дополнительное исследование, заполняя при этом вторую схему «Что мы узнали о Луне»
А для этого нам потребуются не только энциклопедии, информация из интернета, помощь взрослых, а также четкий план действий – алгоритм.
Перед учащимися возникает проблемная ситуация с недостатком времени для решения поставленной задачи. Задача учителя подтолкнуть детей к решению данной проблемы путём распределения на группы.
Учитель информатики:
– Вы взялись за хорошее, но сложное дело: узнать всё про Луну. Мне очень хочется вам помочь, поэтому я вам предлагаю стратегический план действий, которые приведут нас к успешному результату.
– Прочитайте пункты этого плана (Smart-доска).
- Начало.
- Определить цель проекта.
- Найти информацию о луне, пользуясь разными источниками.
- Изучить найденную информацию.
- Организовать схему «Что узнали о Луне».
- Нарисовать модель Земли и Луны в графическом редакторе PAINT.
- Сделать модель Земли и Луны из конструктора LEGO.
- Проложить на карте и описать маршрут путешествия Янта по Луне.
- Каждой группе представить результаты.
- Конец.
– Как по-другому можно назвать этот план действий? (алгоритм)
– Как вы понимаете слово алгоритм?
– Для чего он нужен?
– Согласны вы с ним? Тогда давайте приступим к действиям.
Учитель начальных классов:
– Я боюсь, что если мы будем выполнять каждый пункт все вместе по порядку, мы не успеем дойти и до третьего пункта, потому что прозвенит звонок.
Учитель информатики:
– Как же нам быть? (Дети предлагают разделиться на группы, чтобы выполнить работу быстрее) (ВИДЕО 1)
Учитель начальных классов:
– Я предлагаю разделиться на пять групп:
Аналитики
Конструкторы
Планировщики и эксперты
Художники
Писатели-публицисты
В каждой группе учителем определяется командир – ученик, обладающий нужными качествами для данной деятельности в команде. А командир уже сам подбирает себе команду. Обращаем внимание детей на информационный центр, за который отвечают аналитики, потому что именно к ним за информацией будут обращаться все остальные участники исследовательских групп.
Вместе с детьми вырабатываем критерии оценивания их деятельности в группах и предлагаем провести самооценку своей работы с помощью следующих символов.
2. Групповая самостоятельная деятельность учащихся и представление результатов
Практическая работа в каждой группе направлена на интеграцию двух школьных дисциплин. Развивается умение выбирать и применять различные виды информации в нужной форме для решения поставленных задач. Развивается способность к обобщению своей деятельности, умению представлять и объяснять свой выбор (ВИДЕО 2).
Первая группа – аналитики – находит информацию о Луне, используя различные источники. Найденную информацию они оставляют на доске, а ею пользуются остальные группы.
Во вторую группу входят планировщики, они составляют алгоритм изучения Луны, и эксперты, которые оценивают работу каждой группы.
Третья группа – художники, рисуют модель Земли и Луны в графическом редакторе PAINT и на Smart-доске представляют их в соответствующем масштабе (ВИДЕО 3).
Четвертая группа – конструкторы, создают модель Земли и Луны из конструктора ЛЕГО, используя алгоритм (ВИДЕО 4).
Пятая группа – писатели-публицисты описывают маршрут путешествия Янта по Луне и красочно его оформляют.
Учащиеся, пользуясь памятками и инструкциями (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), осуществляют деятельность по выполнению поставленных задач, а именно:
– осуществляют поиск и отбор нужной информации через различные источники;
– выполняют практическую деятельность по созданию модели Луны и Земли;
– отрабатывают навыки работы со схемой алгоритма;
– учатся оценивать с помощью критериев свою работу и работу своих товарищей (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);
– используя карту и отличительные символы на ней, дети учатся находить и выбирать языковые средства с элементами творчества для описания путешествия объекта.
По мере выступления каждой группы ученики дополняют друг друга, учителя задают уточняющие вопросы, подводят учащихся к оценке своей деятельности: достигла ли команда поставленной цели, справилась ли с заданием?
После выступления каждая группа оценивает свою работу с помощью специальных символов и объясняет оценку.
(Эксперты оценивают группы по разработанным критериям).
- Завершение урока и рефлексия
Учитель начальных классов:
– Ребята, я думаю, наш урок не прошел даром, потому что мы столько увидели и узнали про Луну, а главное помогли нашему инопланетянину. За ним прилетели его друзья. Они очень хотят узнать и ваше впечатление от урока. Выбирайте Янта, соответствующего вашему настроению, и отправляйте его в дальнейшее путешествие.
Учащиеся выбирают корабль (исправный или неисправный), соответствующий своему впечатлению от урока.
(Исправные корабли улетают, под ними сохраняется надпись эмоционального характера: молодец, отлично, так держать, превосходно, чудесно, невероятно, восхитительно, удивительно, волшебно, необыкновенно, бесподобно, замечательно, прекрасно, любопытно, молодчина, умница, супер, великолепно, любопытно.
При щелчке на неисправный корабль он крутится на месте и не улетает).
Учитель информатики:
– Предлагаю вам домашнее задание, которое можно выполнить индивидуально или по желанию объединившись в группы. Результат представить в любой форме: газета, презентация, доклад, инсценировка…
1. У каких планет нашей солнечной системы есть спутники. Составить алгоритм выполнения этого задания.
2. Есть Луна, и есть Месяц. Это одно и то же? Составить алгоритм выполнения этого задания.
Задание по выбору ведет к психологически комфортному состоянию ребёнка, что способствует сохранению его здоровья, как эмоционального, так и физического.
В конце урока награждаем команды памятными медалями за отличную работу. Дети дают содержательную, деятельностную и эмоциональную оценку уроку в целом (ВИДЕО 5).
Таким образом, на представленном уроке реализованы идеи межпредметной интеграции средствами обучения информатики и окружающего мира в начальной школе. Бинарный интегрированный урок был нацелен на развитие следующих универсальный учебных действий младших школьников:
Личностные:
– интерес к познанию окружающего мира, понимание необходимости учиться;
– готовность самостоятельно оценить успешность своей деятельности и деятельности своих товарищей на основе предложенных критериев;
– ориентация в поведении на общепринятые моральные нормы.
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным и словесно-логическим материалом;
– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Познавательные:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках;
– записывать, фиксировать найденную информацию с помощью инструментов ИКТ;
– пользоваться знаками, символами, схемами, моделями;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданию учителя;
– строить небольшие сообщения в письменной и устной форме;
– выделять существенные и несущественные признаки в изучаемом объекте.
Коммуникативные:
– умение слушать и вступать в диалог;
– умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
– умение интегрироваться в группы;
– умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Ресурсы картинки:
http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-18/12216/2569678.png луна
http://astronomia10.ucoz.ru/Karta_luni.jpg карта луны
http://hq-wallpapers.ru/wallpapers/1/hq-wallpapers_ru_space_554_1920x1200.jpg фон Земли и Луны
http://allforchildren.ru/pictures/cosmoswp.php картинки-фоны для рассказа о Янте
Ресурсы для поиска информации о Луне:
http://www.luchiksveta.ru/index.html
http://www.astrotime.ru/index.html
Количество просмотров: 17021 |
Добавить комментарий