Индивидуальный маршрут развития профессиональной компетентности педагога

 
 

Маньянова Алёна Геннадьевна,

методист МБУДО Центра внешкольной работы «Галактика» г. Новосибирска

 
 
 

Вальщикова Марина Владленовна,

методист МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Индивидуальный маршрут развития профессиональной компетентности педагога

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная траектория образования личности» знакомо сегодня каждому, кто имеет отношение к образованию. Мы составляем их для своих учащихся, будь то одарённые дети или дети с ограниченными возможностями здоровья, помогая им добиться своей цели в образовании, и редко кто задумывается о необходимости составления индивидуального образовательного маршрута для себя.

По отношению к себе мы рассматриваем образование в более широком смысле, как процесс непрерывного развития профессиональной компетентности, в соответствии с новыми требованиями. Ежедневно в своей работе мы используем различные виды деятельности, не задумываясь о том, как они влияют на нашу педагогическую компетентность. Мы участвуем в семинарах и конференциях, проводим открытые занятия, делимся опытом с коллегами на заседаниях методических объединений и педагогических советах, пишем статьи и публикуем их в различных источниках, посещаем курсы повышения квалификации, участвуем в конкурсах и т.д. В современных условиях развития образования всё это становится объективной необходимостью. И лишь приближаясь к моменту очередной аттестации, мы в полной мере чувствуем недостаток в систематизации своей деятельности и всех достижений.

Сегодня к педагогическим работникам предъявляются очень большие требования, как в профессиональном, так и в личностном плане. Это касается и осуществления на высоком уровне своей непосредственной педагогической деятельности, что может выражаться в стабильно высоких результатах в обучении и воспитании учащихся. Немаловажную роль, безусловно, играет и педагогическое общение. Таким образом, развитие профессиональной компетентности – это не просто развитие педагога в узкопрофессиональном плане как хореографа или музыканта. Это развитие нашей творческой индивидуальности, способности креативно мыслить и продвигать свои идеи, возможность адаптироваться в постоянно изменяющейся образовательной среде.

Выстраивая свой образовательный маршрут, то есть маршрут развития собственной профессиональной компетентности, мы непременно должны учитывать условия образовательного и социокультурного пространства (учреждение, район, город, регион и далее), свои профессиональные и личностные предпочтения и возможности. Конечно, каждый из нас вправе «изобрести собственное колесо» или «открыть свою Америку», но насколько это рационально сегодня? Ведь можно продвинуться в профессиональном плане значительно дальше, если уже использовать наработанный педагогический (организационный, методический, управленческий) опыт, который сегодня транслируется во всех возможных форматах – семинары, конференции, публикации.

Решающим фактором, после наличия устойчивой мотивации к собственному профессиональному и личностному развитию, является, на наш взгляд, системный подход. Чтобы не утонуть в океане информации, мы рекомендуем изначально систематизировать свои предпочтения и ресурсные возможности, расставить приоритеты. И лишь когда вы сможете ответить на все вопросы (например: «Зачем это нужно вообще?», «Кому это нужно?» и т.д.), можно смело приступать к планированию.

Научно-методической службой Центра внешкольной работы «Галактика» в помощь педагогическим работникам в 2014 году был разработан методический продукт под названием «Индивидуальный маршрут развития профессиональной компетентности педагогического работника» на учебный год. Это своеобразный алгоритм, по которому каждый педагог (педагогический работник) может планировать формы, сроки и уровни мероприятий и видов деятельности, в рамках которых будет происходить то самое развитие профессиональной компетентности. Документ представлен в виде таблицы, состоящей из двух блоков:

– внутреннее направление деятельности (в пределах учреждения);

– внешнее направление деятельности (за пределами учреждения).

Направления развития профессиональной компетентности педагога в рамках учреждения

– Образовательная программа или УТП (название, тип, с какого года реализуется, какие изменения внесены).

– Методические материалы (тип, вид, название).

– Статьи и публикации (источник, дата, тема).

– Школа профессионального роста.

– Педагогические советы (дата, тема, выступление).

– Методические объединения (дата, тема, выступление).

– Семинары (дата, тема, выступление).

– Открытые занятия (дата, тема, проведение или присутствие).

– Мастер-класс (дата, тема, проведение или присутствие).

– Работа в творческих группах.

– Участие в фестивале-конкурсе педагогического мастерства «Звёздные россыпи; (номинация, результат).

– Проектная деятельность (вид проекта, тема, разработка или участие).

– Самообразование (тема, вид).

Направления развития профессиональной компетентности педагога вне учреждения

– Образование, профессиональная переподготовка (учреждение, специализация, дата окончания).

– Повышение квалификации (учреждение, тема, количество часов, сроки).

– Конференции (дата, уровень, тема, выступление).

– Семинары (дата, уровень, тема, выступление).

– Участие в конкурсах (уровень, название, номинация, результат).

– Публикации (издание, дата, тема).

– Мастер-классы (дата, уровень, тема, проведение или присутствие).

– Проектная деятельность (вид и уровень проекта, тема, разработка или участие).

Заполняя таблицу данного документа, педагог имеет возможность систематизировать уже имеющиеся достижения и распланировать свою деятельность как минимум на ближайший год. В перспективе, сравнивая и анализируя, он видит полную картину процесса развития своей профессиональной компетентности и имеет возможность чётко простроить перспективы собственного профессионального роста, как на ближайшую перспективу, так и на будущее.

Представляя данный методический продукт на педагогическом совете учреждения, на областном информационно-методическом семинаре «Школа молодого педагога», мы получили не только одобрение со стороны коллег, но и ряд практических рекомендаций по усовершенствованию содержания и механизма его применения. Безусловно, данный продукт – не застывшая форма, он может и должен будет изменяться в соответствии с меняющимися условиями развития всей системы дополнительного образования. Вместе с тем, использование такого рода новых технологий, форм и методов работы позволяет, с одной стороны, повысить эффективность научно-методического сопровождения педагогических работников, с другой – обеспечить рост профессиональной компетентности специалиста, адекватный меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования.

А познакомиться с полной версией «Индивидуального маршрута развития профессиональной компетентности педагога» вы сможете на сайте Центра внешкольной работы «Галактика» http://www.galaktika.nios.ru/p40aa1.html

Количество просмотров: 13967  

Добавить комментарий

1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы