Социокультурный потенциал волонтерской деятельности

 
 

Лащенова Марина Сергеевна,

руководитель научно-практической лаборатории «Детское движение»

ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Социокультурный потенциал волонтерской деятельности

На сегодняшний день достаточно остро встает вопрос о бездуховности подрастающего поколения. Одним из способов привлечения подростков и молодежи к социальной практике является волонтерская деятельность, которая влияет на нравственное становление подростков, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности как отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Волонтерство формирует готовность к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков.

Именно в детских и молодежных общественных организациях, по мнению ребят, имеется достаточно реальных возможностей, позволяющих каждому ребенку и молодому человеку проявить себя. Научно-практическая лаборатория «Детское движение», работающая на базе Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» более 15 лет, не только помогает им познать себя и свои возможности, но и узнать, познакомиться с опытом других волонтеров-активистов и отдельных организаций, по-иному взглянуть на окружающую действительность.

Вот только несколько примеров, показывающих как волонтерская деятельность способствует формированию нравственной личности.

Сегодня члены Городского отряда волонтеров охотно объединяются вокруг тех или иных идей, несущих значимую социальную направленность. Наш Городской отряд волонтеров разрабатывает добровольческие акции, социальные проекты, в реализации которых активно принимают участие и привлекаются школьники города. Ярким примером является проведение городского конкурса социальных проектов «Мастерская добрых дел», в котором приняло участие в прошлом году более 30 общественных объединений и организаций, а также различных конкурсов, раскрывающих гражданскую позицию молодого поколения.

Наш отряд совместно с другими активами принял активное участие в качестве волонтеров в «Международных Детских Игр: Спорт. Искусство. Интеллект». Лаборатория «Детское движение» реализовывала программу по подготовке и формированию волонтерского отряда школьников «Лигр», который эффективно действовал на Сибириаде.

Нашим отрядом была проведена благотворительная акция «Мы вместе» для детей из Украины, проживающих в пунктах временного размещения. Данная акция способствовала формированию у наших волонтеров гражданской позиции.

В апреле 2015 года Городской отряд волонтеров начал реализацию проекта «Встреча поколений», имеющего большое воспитательное воздействие на молодое поколение, в рамках которого в этом году будут происходить новые встречи.

Реализация этих и многих других проектов позволила нашей лаборатории объединить различные направления детского движения города: во-первых, школьные органы самоуправления, во-вторых, детские общественные организации, в-третьих, детские органы самоуправления учреждений дополнительного образования, волонтерские отряды. Хотелось бы отметить, что мы тесно сотрудничаем с Общественной организацией школьников «Беспокойные сердца» Центра развития творчества детей и юношества Заельцовского района; Районным детским молодежным движением «Поколение», Центром детского творчества «Содружество» Калининского района, ДОО АрГоС (Армия горящих сердец) школа № 134; с Детской школьной организацией «ШАНС» школы № 64 и т.д.

Перечислим факторы, позволяющие организовать эффективную работу научно-практической лаборатории «Детское движение»:

Первый фактор – Наша деятельность по поддержке детских общественных объединений города Новосибирска:

– это реализация Городской программы «Лидер», в рамках которой проходит Городской смотр активов детского самоуправления «Лидерская десятка», включающий в себя: командные соревнования «Команда+», конкурс агитбригад «Мой город! Мои возможности!», трибуну гласности «Гражданский выбор подрастающего поколения» и др.;

– этой осенью прошел первый городской форум лидерских активов, детских и молодежных общественных организаций «ВРЕМЯ ЛИДЕРА»;

– работа городской школы «Я лидер»;

– проведение обучающих семинаров, конференций, практикумов, городских конкурсов достижений для руководителей общественных организаций;

– организация городских профильных смен: «Потенциал XXI века», «Мы-новосибирцы», «Волонтерская смена», «Лидеры нового поколения».

Второй фактор – Изучение и распространение инновационного опыта деятельности активов детского самоуправления:

– например, в июне 2015 года открыта новая рубрика в электронной газете «Интерактивное образование», которая так и называется «Детское движение», где будет широко представлен опыт детских общественных организаций Новосибирска;

– организуются информационно-методические выставки, представляющие опыт детского движения;

– издаются методические сборники («Точка зрения», «Пароль «Лидер», «Лидеру будущего» и т.д.).

Третий фактор – Организация сетевого взаимодействия. Позвольте привести примеры:

– с января 2015 года мы стали инновационной площадкой Новосибирского Государственного Педагогического университета, совместно с учеными кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования;

– приятно отметить, что нашими партнерами являются отдел творческого, интеллектуального и культурного развития молодежи Дома молодежи Новосибирской области; Сибирский центр поддержки общественных инициатив; Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького; волонтерский корпус Новосибирской области; Ассоциация молодежных клубов интеллектуального развития; Новосибирский Государственный художественный музей; детские и молодежные общественные организации и движения.

Вся это работа способствовала не только возросшему взаимодействию детских объединений, формированию основы для длительных дружеских отношений, но и развитию социального партнерства. На городском Форуме лидерских активов, детских и молодежных общественных организаций «ВРЕМЯ ЛИДЕРА» мы увидели, что ребята созрели для обсуждения и реализации социальных проектов, активно участвовали в дебатах, высказывали свое мнение о необходимости создания единого детского движения.

Одним из решений Форума лидерских активов, детских и молодежных общественных организаций «ВРЕМЯ ЛИДЕРА» было создание Ассоциации лидерских активов и детских общественных организаций города и надеемся, что деятельность этой Ассоциации будет способствовать социализации подростка.

Количество просмотров: 3315  

Добавить комментарий

1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы