Дети-аутисты. Мифы и реальность
Аутист находится там, где нет ничего, кроме него самого.
А.Ж. Мусин
В последнее время в обществе стали активно обсуждать проблемы детей-аутистов, но на деле обычный гражданин имеет о них весьма размытое представление. Давайте попробуем развеять мифы о данном нарушении развития и узнать, какие особенности действительно присутствуют у детей, страдающих ранним детским аутизмом (далее – РДА).
Для начала необходимо понять специфику развития таких детей, рассмотрев основные особенности проявления аутизма.
В первую очередь у детей наблюдается нарушение социального взаимодействия. При первом знакомстве складывается впечатление, что ребенок отвлечен от реальности, ему неинтересны игры, в которые играют другие дети. При этом взрослому очень сложно привлечь его внимание к игре, либо к какой другой деятельности, особенно если это означает общение с миром. При попытке приласкать ребенка родитель зачастую получает сопротивление и отказ от объятий, ребенок не улыбается в ответ на улыбку, остается равнодушным.
Еще одно не менее важное проявление — это нарушение в области коммуникации. Большинство детей с аутизмом начинают говорить намного позже остальных, обычно они подводят взрослого и показывают на интересующий предмет. Другие же могут запоминать любимые фразы из мультфильмов или рекламы и автоматически повторять их вновь и вновь. Такие дети, как правило, избегают взгляда «глаза в глаза», намного хуже понимают обращенную к ним речь.
Третья группа проявлений — это нарушение поведения, которое характеризуется разнообразными симптомами, такими как ограниченность интересов, стереотипность действий. Например, дети-аутисты играют в игры необычным способом, интересуются странными предметами, могут подолгу раскачиваться на стуле или шуршать бумагой.
Существует стереотип, что дети с РДА нередко наделены талантами и способностями. Объясняется это тем, что многие величайшие гении вели себя странно, обладали «аутистическими» особенностями личности. Это не совсем так. Дело в том, что если у детей с аутизмом и есть арифметические способности или, например, музыкальные, они не смогут самостоятельно добиться таких результатов, а только в специально созданных условиях и под руководством специалистов. И даже в этом случае нельзя быть полностью уверенным, что, например, через несколько лет они не растеряют полученные знания. При всём этом общение с окружающими у них остается на прежнем уровне.
Эти ошибочные представления о суперспособностях детей-аутистов можно объяснить тем, что в более старшем возрасте такие дети с сохранным интеллектом могут обладать способностями в пределах одного вида деятельности, например, выполнять цифровые вычисления или играть в шахматы. Также любимым занятием может стать коллекционирование необычных предметов и вещей (камней одного цвета и формы и др.) или появится активный интерес к анатомическому строению, к примеру, представителя отряда насекомых. В этих случаях происходит своеобразная локализация увлечений.
Помочь ребенку с аутизмом может только ранняя диагностика и длительное квалифицированное социально-медико-психологическое сопровождение. В первую очередь, это психотерапия и специальные коррекционные программы обучения. Кроме того, существуют специальные классы для родителей, где проводятся занятия о том, как взаимодействовать с ребенком-аутистом, обучать его и развивать потенциал.
Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов совместно с родителями – это единственная возможность оказать помощь такому необычному ребенку.
А в заключение…
«Открытое письмо аутичных детей всем взрослым»
1. Вася такой, какой он есть: он воспринимает мир не так, как вы.
2. Васе хорошо одному.
3. Не заставляйте Васю играть: предлагайте что-нибудь другое – он выберет.
4. Давайте вместе с Васей соберем дома коллекцию чего-нибудь интересного: открыток, бумажек, палочек.
5. Он делает то, в чем видит логический смысл, и очень просит вас: занимаясь с Васей, объясните смысл того, что он должен сделать.
(Составлено слушателями группы повышения квалификации при СПбУПМ в 1999/2000 учебном году.)
Количество просмотров: 4175 |
Добавить комментарий