Развитие творческого мышления дошкольников

 
 

Иванникова Виктория Сергеевна,

воспитатель МКДОУ города Новосибирска

«Детский сад № 415 комбинированного вида»

 

Развитие творческого мышления дошкольников

В настоящее время, чтобы стать успешным человеком, недостаточно иметь знания и умения, необходимо быть творческим человеком, уметь ставить пред собой проблему и находить к ней творческое решение.

Дошкольный возраст – это фундамент дальнейшей жизни. Я считаю, что дошкольный возраст – это именно то время, когда стоит вкладывать в ребенка то, что ему будет необходимо в дальнейшем и главное развить его способности и сформировать творческое начало. В дошкольном возрасте ребенок как чистый лист. И от того, как педагог заполнит этот лист, будет зависеть, насколько у ребенка развита способность проявлять инициативу, изобретательность, насколько у него будет развито нетрадиционное мышление, способность креативно решать встающие перед ним задачи. И проблема состоит в том, что нужно успеть раскрыть творческий потенциал каждого ребенка именно в этом возрасте.

Чтобы в полной мере решить данную проблему, традиционных форм работы недостаточно. Но с помощью теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) это стало возможным. С помощью ТРИЗ-технологии мы можем воспитывать и обучать ребенка, применять творчество во всем. Используемая нами программа ТРИЗ для дошкольников представляет собой комплекс коллективных игр и занятий, через которые дети изучают свойства предметов, явлений, учатся видеть разногласия и разрешать их. Это является основной ступенью к творческому мышлению. И я, как педагог, создаю для детей условия, которые будут способствовать развитию их творческого мышления и предоставляю возможность каждому ребенку проявить себя в различных видах детской деятельности.

В свою работу по решению общих задач образовательной деятельности дошкольников я включила задачи по овладению детьми системным мышлением. В этом мне помогают круги Луллия. Круги Луллия – это универсальное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности (познавательное развитие, речевое и т.д.). Круги нам помогли изготовить родители, они сделали их из дерева. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия. Чтобы их легко было поменять, крепятся они на ленту-липучку.

Пособие состоит из трёх вращающихся кругов:

Первый круг (малый) – на нем располагаются карточки с изображением объектов, (сказочных героев, человек, животное, предмет и т. д.).

Второй круг (средний) – на нем будут располагаться атрибуты (волшебная палочка, руль, нора, гнездо и т. д.).

Третий круг (большой) – на нем располагаются действия объектов (спасает принцессу, едет, бегает и т. д.).

Круги Луллия мы представляем детям как кольца или загадочные круги. Главное помнить о том, что уровень сложности по возрастам отличается. Для работы с детьми 3-4 лет разумно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми 4-5 лет используют два-три круга по 4-6 секторов на каждом. Дети 6-7 лет уже справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

Игру мы проводим как во время образовательной деятельности, так и в совместной         в качестве игровых упражнений. Наша игра состоит из двух частей: в первой части мы уточняем знания детей в определенных областях, эту часть мы называем реальным заданием – РЗ. Во второй части игры мы проводим упражнения на развитие воображения и называем его фантастическое задание – ФЗ.

Пример игры «Дорожные знаки»

  

Детям необходимо по очереди раскручивать стрелку и круги, объясняя возникшие дорожные ситуации.

Реальное задание: каждый ребенок должен выбрать при помощи стрелки участника дорожной ситуации, затем, вращая круги, разрешающие и запрещающие знаки, рассказать, что увидел на дороге, что обозначает каждый из знаков, соответствует ли он участнику дорожной ситуации. После обсуждения дети решают, возможна ли такая ситуация и как правильно поступить участнику данной ситуации.

Фантастическое задание: дети по очереди вращают стрелку и круги. Каждый ребенок должен постараться объяснить, как связать воедино случайно выбранного участника дорожной ситуации и дорожные знаки.

Мы используем данную технологию уже на протяжении полутора лет, нами созданы модули по художественно-эстетическому развитию, по социально-коммуникативному (безопасность). Разработано методическое пособие по использованию многофункционального модуля «Круги Луллия» с практическим материалом. Игры «Чудесные кольца» включены в образовательную и самостоятельную деятельности детей. В результате использования кругов дети научились группировать предметы по общим признакам, устанавливать причинно-следственные связи между объектами, делить предметы на части, составлять целое из частей и узнавать предмет по его части, решать проблемные ситуации, изобретать, фантазировать.

Количество просмотров: 12527  

Добавить комментарий

1. Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи посредством организации музыкально-творческих мероприятий
2. Инновации в музыкально-театрализованной деятельности
3. Опыт реализации парциальной программы социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек» как части ООП, формируемой участниками образовательных отношений
4. Дидактическое пособие «Поле чудес»: опыт организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды
5. Разработка многофункционального универсального модуля «По сторонам знаний»
6. Актуальные вопросы дошкольного образования: тенденции и перспективы развития в современном обществе
7. Развитие творческого мышления дошкольников
8. Формирование интереса к художественной литературе через знакомство с творчеством сибирских писателей
9. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через русские народные инструменты
10. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками в адаптационный период
11. Секреты успешной работы с родителями
12. Пленэр в детском саду
1. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы