Воспитание у дошкольников ответственности и навыков безопасного поведения на воде

 
 

Вощакина Анна Сергеевна,

инструктор по физкультуре высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 481 г. Новосибирска

 

Воспитание у дошкольников ответственности и навыков безопасного поведения на воде

Что может быть лучше летнего отдыха на берегу водоема? Однако любой водоем представляет повышенную опасность, а дети, не имеющие жизненного опыта, часто неосторожны, они не страшатся опасности, несмотря на предупреждения. В данной ситуации умение хорошо плавать – одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде.

Ежегодно в мире гибнет на воде от 150 до 200 тысяч человек, в основном – дети. По данным МЧС, за первое полугодие 2019 года на водных объектах РФ погибло 768 человек, из этого числа – 72 ребенка.

Основными причинами гибели на воде можно назвать:

– неумение плавать,

– оставление детей без присмотра,

– купание в необорудованном и запрещенном месте,

– несоблюдение температурного режима,

– игнорирование правил безопасного поведения у воды.

А ведь зачастую трагедию можно предотвратить, если соблюдать простые правила безопасности на воде, которые необходимо изучать и постоянно повторять как детям, так и взрослым. Задача взрослых – родителей и воспитателей – обучать детей основам безопасности жизнедеятельности.

Целенаправленная работа, организованная в нашем детском саду по обучению детей навыкам плавания, воспитанию и привитию навыков культуры безопасного поведения на воде, является наилучшим способом снижения количества несчастных случаев среди наших воспитанников и выпускников.

Занятия в бассейне проводятся с воспитанниками ДОО со второй младшей группы. Весь процесс обучения условно делится на четыре этапа. Каждому этапу соответствует свой возраст.

Начиная со второй младшей группы, я знакомлю детей с простыми (основными) правилами поведения в бассейне: входить в воду по разрешению, не наталкиваться друг на друга, не кричать, выходить из воды по команде инструктора. Объясняю детям, что в помещении бассейна нельзя бегать. На первом занятии провожу экскурсию для знакомства с помещением бассейна. Ознакомление, разучивание правил безопасного поведения в бассейне проходит на всем первом этапе.

 

Мы живем в крупном мегаполисе, где много открытых водоемов, бассейнов, имеются два аквапарка. Расположение нашего Юго-Западного жилмассива вблизи одноименного озера обязывает нас вести пропаганду по соблюдению правил безопасности на воде и привитии навыков культуры поведения на воде с семьями наших воспитанников.

На втором этапе обучения плаванию (в средней группе) дети закрепляют правила поведения в бассейне. Дети этого возраста более активны, поэтому осознанному соблюдению правил безопасности уделяется больше внимания. Для этого я использую игровые ситуации, в которых наглядно объясняю, какое поведение безопасно во время купания. В средней группе упражнения и игры выполняются на большей глубине и требуют повышенного внимания. Дети учатся лежать на воде на груди, что способствует умению расслабляться (упражнение «Звезда»), ориентироваться в воде (упражнение «Достань предмет», игра «Водолазы»). Дети с большим интересом усваивают новую информацию, принимают активное участие в играх.

Привлечение к работе семей воспитанников позволяет укрепить социальное партнерство семьи и ДОУ. В преддверии летнего отдыха провожу анкетирование родителей и предлагаю буклет «Знать об этом должен каждый, безопасность – это важно!».

В группах старшего дошкольного возраста дети закрепляют умения и навыки плавания. Для освоения элементов плавания, связанных с безопасным поведением на воде, применяю такие упражнения, как «Поплавок», «Медуза», элементы плавания на груди, спине и прикладное плавание на боку. И здесь обсуждение вопросов безопасности приобретает особое значение. Дошкольники знакомятся с правилами поведения не только в бассейне, но и на водных объектах. Благодаря совместной деятельности с воспитателями, в группе старшие дошкольники изучают водоемы (быстрая и тихая река), пляжи и места, на которых можно купаться. Знакомимся со знаком «Купание запрещено!». С целью закрепления детьми правил поведения на воде мной изготовлены дидактические игры: «Правильно – неправильно», «Где можно купаться?». Во второй половине учебного года организую виртуальную экскурсию для детей подготовительных групп и их родителей по бассейнам города Новосибирска.

Учитывая особую социальную значимость работы в данном направлении, для детей подготовительных групп в апреле был реализован проект по теме «Безопасность дошкольников на воде!», цель которого – формирование у детей прикладных навыков плавания, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья на водных объектах.

В рамках проекта, наряду с практическим освоением элементов прикладного плавания, ребята в группе закрепляли полученные знания с помощью дидактических игр. А чтение художественной литературы и просмотр тематических мультфильмов научили детей анализировать поступки литературных героев, что в дальнейшем, мы надеемся, поможет ребятам найти выход из похожих ситуаций.

Ярким мероприятием проекта стало выступление агитбригады детей подготовительных групп «Мы – Спасатели!» перед старшими детьми и родителями с целью актуализации вопросов безопасного поведения. А в холле детского сада была организована выставка детско-родительских работ «Мое безопасное лето».

 

Итоговыми мероприятиями стало спортивное развлечение «Мы – Спасатели!», которое было проведено между подготовительными группами нашего детского сада и для сборных команд нашего ДОО и МКДОУ д/с № 465.

– дети старшего дошкольного возраста освоили элементы прикладного плавания и правила безопасного поведения на воде;

Результатами своей работы считаю, что:

– дети используют полученные знания в игровой деятельности и, по словам родителей, стали более внимательными и наблюдательными на водных объектах;

– запомнили предупреждающие знаки;

– родители вспомнили правила безопасного поведения на водных объектах.

Все это вселяет надежду на то, что семьи наших воспитанников обезопасят себя во время отдыха у воды.

Будьте здоровы и соблюдайте правила безопасности на воде!

Количество просмотров: 3599  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы