Проектная и исследовательская деятельность по экологии

 
 

Реутова Ольга Николаевна,

учитель биологии и химии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики г. Новосибирска,

педагог дополнительного образования ДТД УМ «Юниор»

 
 
 

Налобина Нина Исаковна,

учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики г. Новосибирска

 

Проектная и исследовательская деятельность по экологии

В настоящее время в школе проектной деятельности уделяется значительное внимание. Она является организационной рамкой исследования. Научно-проектная деятельность развивает познавательные и мыслительные процессы обучающихся, выявляет их профессиональные интересы, дает возможность проявить себя и позволяет реализовать свой творческий потенциал. Активная проектная деятельность школьников позволяет развить разносторонние навыки и получить знания, связанные со многими науками, в том числе и с экологией. Одним из направлений проектной деятельности является изучение водных объектов.

На территории города Новосибирска расположено множество малых водоемов. Это не только небольшие реки, которые являются притоками Оби, но и озера, и болота. Они чрезвычайно важны для экологического благополучия нашего населенного пункта. Новосибирск – город стремительно развивающийся, с каждым годом он увеличивает свои территории. Остается все меньше места не только для лесных массивов, но и для водоемов, которые, по мнению застройщиков, мешают создавать новые жилые и торговые комплексы.

В Первомайском районе существует несколько водоемов как природного, так и искусственного происхождения. Некоторые из них определяются как малые. К ним относятся два небольших озера, одно из которых расположено в районе улицы Радиостанция-2, а второе – между улицами: Ласточкина, Приозерная и Вересаева. Данные водоемы являются наиболее посещаемыми и любимыми жителями нашего района. Но проживая у этих озер, многие жители даже не знают их названия.

Эти озера заинтересовали учащихся школы № 141 с углубленным изучением математики, в результате чего был разработан проект: «Социально-экологическая характеристика безымянного озера микрорайона «Южный». Этот проект был успешно представлен на мероприятиях различного уровня. Одним из авторов этого проекта является ученица нашей школы Афанасьева Валерия. Данный проект она защищала на конференции «Мы-будущее», НПК «Сибирь», на Всероссийском конкурсе имени В. И. Вернадского.

Целью данного проекта является: провести социально-экологическую характеристику безымянного озера, прилегающего к микрорайону «Южный».

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

– проанализировать состояние озера в прошлом через беседы с жителями микрорайона «Южный», а также по литературным источникам по данной теме;

– исследовать экологическое состояние озера в данный момент путем проведения анализа по определению органолептических свойств и химического состава воды из данного озера.

Данный проект разрабатывался в течение двух лет. Он является межпредметным, потому что исследования проводились на стыке таких наук, как: экология, химия, биология, география, история. Работа над проектом проводилась в несколько этапов.

Первый этап является самым трудным. Это сбор необходимой информации. С этой целью были сделаны запросы в государственные учреждения. Но, к сожалению, никакой информации о водном объекте предоставлено не было, она просто отсутствовала. Поэтому было принято решение получить необходимую информацию через проведение опроса среди жителей Первомайского района. В ходе опроса выяснилось, что водоем не имеет официального названия. Одни называли озеро «Рица», другие утверждали, что называли его «Солдатским» или «Солдатка». Это озеро было любимым местом отдыха как для взрослых, так и для детей Первомайского района. До появления железнодорожного техникума на этой территории находилась школа-интернат, на базе которой в летнее время работал детский оздоровительный лагерь. Дети купались в озере, играли и загорали на берегу. Вода была чистая и теплая, поэтому родители безбоязненно отпускали детей купаться. Но присутствие человека сделало свое «черное» дело. Вместе со снеговыми и дождевыми водами в озеро стекали мутные потоки человеческой деятельности. Но вода могла самоочищаться за два месяца. Постепенно антропогенная нагрузка увеличивалась, озеро стало мелеть и зарастать болотным камышом и кустарником, на которых висят обертки от продуктов питания. Чтобы не допустить гибели озера, было принято решение о его очистке. Озеро чистили дважды: в 2009 году и в 2016.

В ходе выполнения проекта были даны морфометрические характеристики озера. Проведен химический анализ воды и почвы, прилегающей к данному водоему. В результате выяснилось, что озеро подвержено сильному антропогенному воздействию и нуждается в проведении мероприятий по очистке и сохранению.

На основе проведенных исследований были рекомендованы следующие мероприятия по сохранению экосистемы озера:

1) размещение информации о состоянии экосистемы озера на школьном сайте, районном (в перспективе – на сайте самого озера);

2) установка информационной доски на территории озера;

3) проведение рейдов по уборке мусора;

4) организация мероприятий по экологическому воспитанию;

5) проведение тематических акций в районе, посвященных проблеме загрязнения малых водоемов;

6) выяснение, в ведомстве какой организации находится исследуемое озеро;

7) установка информационных щитов.

Работа над проектом способствует повышению активности обучающихся, которые из пассивных поглотителей информации, превращаются в ее добытчиков, учатся точности и последовательности выполнения действий, развивают самостоятельность.

Количество просмотров: 1814  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эколого-волонтёрский проект «Бережём свой край» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Организация проектной и исследовательской деятельности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Формы работы с родителями дошкольников в процессе приобщения детей к культуре родного края ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. «Прикоснись к природе всем сердцем!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Система игр и занятий, формирующих представления об обитателях леса ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
7. Формирование экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
8. Эколого-краеведческая работа – важнейший путь интеграции в социум ВЫПУСК №106, апрель 2023
9. Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях ДОУ ВЫПУСК №106, апрель 2023
10. Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма экологического движения ВЫПУСК №106, апрель 2023
11. Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
12. «Наблюдая – не вреди!»: экологическое воспитание в детском саду ВЫПУСК №105, февраль 2023
13. Формирование экологической культуры младших школьников через привлечение их к созданию творческих работ из вторичного сырья ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
14. Экологическое воспитание детей в ДОУ ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Воспитание экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности при реализации курса «Green school» по экологическому воспитанию ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Экологические акции в ДОУ как средство формирования у детей бережного отношения к природе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
20. Экологическое воспитание дошкольников ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы