Конспект урока литературного чтения

 
 

Калугина Оксана Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 

Конспект урока литературного чтения

Класс: 2 класс.

Раздел, тема: «Писатели – детям», Н.Н. Носов «На горке» (урок второй)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и способов действия.

Цель урока: продолжать создавать условия для формирования читательских компетенций.

Задачи

Образовательные:

– содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения;

– создать условия для формирования умения воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении;

– формировать умение анализировать содержание текста через создание системы образов;

– учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения.

Развивающие:

– учить анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать;

– развивать в детях эмоционально-чувственное отношение к событиям в тексте;

– развивать литературную речь, умение высказывать собственное мнение.

Воспитательные:

– формировать социально одобряемые ценностные ориентации у обучающихся младшего школьного возраста;

– воспитывать уважение к чужому труду, трудолюбие;

– стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения.

Формировать УУД:

Коммуникативные:

– развивать умение слушать и понимать других;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Личностные:

– формировать интерес к учению, воспитывать аккуратность, уважение к собственному труду и деятельности других людей;

– оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

– формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

– развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать;

– выполнять учебное задание по алгоритму;

– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

– осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

– определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

– подбирать пословицы и поговорки к произведению, обосновывать свой выбор;

– находить нужную информацию, используя несколько источников.

Ожидаемые предметные результаты

Обучающиеся научатся:

– читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

– пересказывать текст, используя план;

– пересказывать текст от лица главного героя;

– формулировать правила дружеских отношений.

Технологии: активные, информационно-коммуникационные, обучение в сотрудничестве.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, программа PowerPoint, интерактивная доска, презентация, иллюстрации к произведению, магнитная доска и магниты, карточки с заданиями,

Для обучающихся: индивидуальные атрибуты для дыхательной гимнастики, учебники с текстом изучаемого произведения, канцелярские принадлежности, заготовки-снежинки для подведения итогов урока.

 

Содержание урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята. Скажите, с каким человеком приятно общаться?

– Действительно, человек доброжелательный и культурный сможет расположить к себе любого. Поскольку мы с вами точно подходим под данное вами описание, я предлагаю начать наше взаимодействие на уроке с приветствия.

Итак, начнём урок с приветствия.

– Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Пусть свет ваших улыбок освещает наш путь в страну знаний. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

 

Речевая разминка.

(Формирование навыков владения дыханием, развитие органов артикуляционного аппарата)

– Ребята, чтобы грамотно и выразительно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

 

Дыхательная гимнастика «Снежинка»

Отработка дикции

Ло-ло-ло – вновь на улице тепло.

Ра-ра-ра – во дворе стоит гора.

Ре-ре-ре – сидит Котька на горе.

 

Интонационная разминка

Ребята строили горку во дворе.

– Прочитайте предложение.

– Кто строил снежную горку?

 

– Прочитаем, выделяя голосом слово «РЕБЯТА».

– Что строили ребята?

– Прочитаем, выделяя голосом слово «ГОРКА».

– Что делали ребята во дворе?

– Прочитаем, выделяя голосом слово «СТРОИЛИ».

– Прочитайте предложение с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова «во дворе».

Обучающиеся дают ответ в форме речевого сообщения: веселым, добрым, интересным и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дуют на снежинку медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала предмет подносят поближе к себе, затем постепенно отдаляют:

– читают глазами;

– читают шёпотом и медленно;

– читают громко и медленно;

– читают громко и быстро.

 

 

 

 

 

 

Ребята.

Читают, делая акцент на слове «Ребята».

 

Горку.

Читают, делая акцент на слове «Горка».

Строили.

Читают, делая акцент на слове «Строили».

 

Читают предложение с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова «Во дворе».

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном действии.

– Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.

 

– Догадайтесь, кто это?

– Почему именно он?

– Какие рассказы мы уже прочитали?

– Разгадайте анаграмму и узнаете тему урока

 

 

– Восстановите последовательность слов в предложениях и узнаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать.

 

 

ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП

 

Носов

Дают ответы в форме речевых высказываний.

Разгадывают анаграмму «ан рокег».  (На горке)

 

Восстанавливают порядок слов в предложениях:

  1. совершённом, не признаться, признаться, проступке, или, в?
  2. не, Носова, стареют, почему, рассказы?
  3. Сказать, правду, как?
  1. Признаться или не признаться в совершённом проступке?
  2. Почему рассказы Носова не стареют?
  3. Как сказать правду?

3. Обобщение и систематизация знаний

– Сегодня мы продолжим работу над рассказом Н.Н.Носова «На горке». И, пришло время проверить ваши знания.

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова «На горке»?

– Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире).

– Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать).

– Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки).

– Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять).

– Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой).

– Котька посыпал горку позади себя. (Впереди).

– Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком).

– Котька сначала отпирался. (Нет, сразу признался).

– Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу).

– Чтобы исправить свою ошибку Котька принес конфеты и раздал их детям. (Нет, он засыпал горку снегом и даже сделал ступеньки).

– Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)

– Молодцы! Ребята, вы все успешно справились с заданием!

 

 

 

Игра «Верно-неверно».

 

 

Обучающиеся исправляют ошибки в содержании текста.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

2) Работа с текстом. Выборочное чтение.

– Откройте учебник на стр. 60-63. Сейчас от вас потребуется хорошее знание текста, внимательность и сноровка.

– Я буду называть вам слова-подсказки. Вы должны будете сказать, о каком отрывке рассказа идёт речь, найти его в тексте и прочитать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Чтение отрывка (7) по ролям.

 

4) Работа с картинным планом.

– Какие типы планов вы уже знаете?

 

– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Но картинки перепутались. Вам надо расставить картинки по порядку и озаглавить каждую картинку.

 

– У вас получился картинный план. 

 

– Перескажите, опираясь на картинный план, рассказ «На горке».

1) Ребята

Дружные, трудолюбивые

Трудились, строили, поливали

Хорошо работать дружно

Молодцы!

2) Котька

Сообразительный, смешной

Схватил, посыпал, взобрался

Думал, думал и придумал

Фантазёр

3) Котька

Смешной, недогадливый

Полез, упал, поднялся

Нелегко по льду подниматься

Сложная ситуация

4) Котька

Хитрый, обманщик

Смотрел, выскочил,

Не работал, а кататься пошёл

Хитрец

5) Котька

Смешной, глупый

Скачусь, оттолкнулся, лежит

По песку коньки не едут

Глупая ситуация

6) Котька

Трудолюбивый, смекалистый

Понравилось, проделал, взбираться

Котька всё правильно сделал

Изобретатель

7) Ребята

Разгневанные, справедливые

Прибежали, возмущались, посоветовали

Нам сегодня кататься надо!

Нетерпеливые

 

Читают отрывок по ролям.

 

Ученики называют: цитатный, картинный, когда сами придумываем названия пунктам плана, вопросный.

План

1. Строительство горки ребятами.

2. А Котька просто смотрел в окно.
3. Хитрец на скользкой горке.
4. Котька посыпал горку песком.
5. Ребята заставили товарища работать.

 

Пересказ.

Динамическая пауза: повтор движений и текста с использованием видеозаписи

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1) Характеристика главного героя

– Как поступил Котька?

– Как вы относитесь к этому поступку героя?

– Кто помог Котьке измениться?

– Как бы вы поступили в этой ситуации?

– Хотели бы вы иметь таких друзей?

– Чему нас учит этот рассказ?

2) Работа в парах

– Какая пословица подойдёт к выражению главной мысли всего рассказа.

 

 

 

– А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?

Ответы учащихся в форме речевых сообщений.

Ученики делают вывод: Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощения.

 

 

 

Обучающиеся предлагают варианты:

Поспешить людей насмешить.

Берись дружно, не будет грузно.

Ум хорошо, а два лучше.

Умел ошибаться, сумей и поправиться.

 

Ученики делают вывод о том, что автор любит своих героев, а смеется над чертами характера, такими как: незнание, лень, трусость.

6. Информация о домашнем задании

Повторить произведения раздела.

Записывают в дневники

7. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

– Вернёмся к началу урока. Каковы были вопросы?

Почему рассказы Носова не стареют?

Признаться или не признаться в совершённом проступке?

Как сказать правду?

Какие виды планов вы знаете?

Зачем нужен план?

– Какое задание было самое интересное?

Заканчивается встреча с замечательным литературным произведением. Молодцы, вы хорошо поработали! А закончить урок я хочу пожеланием: пусть у вас будет добрая душа, будьте трудолюбивы, играйте дружно, помогайте друг другу и тогда у вас все получится!

– У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней слова, которые обозначают такие черты характера, которые помогают нам совершать только хорошие поступки.

Ответы обучающихся в форме речевых высказываний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с раздаточным материалом.

 

Количество просмотров: 5978  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы