Формирование медийно-информационной грамотности юнкоров в процессе работы школьного пресс-центра

 
 

Высоцкая Наталья Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Формирование медийно-информационной грамотности юнкоров в процессе работы школьного пресс-центра

Журналистика – область практической деятельности, и при организации учебного процесса нужно учитывать эту особенность. Как показывает практика работы с юнкорами-школьниками, разделять занятия по журналистике на теоретические и практические блоки нецелесообразно, в связи с этим необходимо включить в курс обучения работу в школьном пресс-центре. Для этого оптимально подходит формат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Рассмотрим особенности ее реализации на примере авторского проекта «Творческое объединение “Юнкор”».

Медиадубль

Работа ведется на базе двух общеобразовательных школ Дзержинского района города Новосибирска. В рамках занятий были созданы два школьных пресс-центра, в которых реализуется выпуск школьных печатных изданий – «#Правда 18» и «Большая перемена» (https://vk.com/big_peremena_82_bp). 

  

Занятия построены в формате большой деловой игры, в которой теория и практика тесно связаны друг с другом. Внутри группы между ребятами в начале учебного года распределяются роли – одна из них постоянная, остальные – переходящие. Постоянная роль закрепляется за выпускающим редактором – это один из учеников, который посещает дополнительный курс редакторского дела. Остальные участники редакции становятся корреспондентами, корректорами, иллюстраторами. Помимо этого, к процессу создания школьного издания подключаются и школьные педагоги – один из которых выполняет роль главного редактора.

Составь свой медиаплан

Структура работы над выпуском печатного издания тоже напоминает работу обычной редакции. В начале учебного года на первой планерке юнкоры разрабатывают систему рубрик для всех выпусков – определяют постоянные и чередующиеся рубрики, анализируют, насколько актуальны уже имеющиеся рубрики и при необходимости меняют их на более интересные и актуальные.

В начале месяца проходит планерка, на которой составляется план текущего выпуска исходя из имеющегося контент-плана. Первые планерки проводит руководитель курса «Основы журналистики», затем эту функцию выполняет выпускающий редактор. Темы в рамках установленных рубрик выбирают сами участники пресс-центра, ориентируясь на актуальные на данный момент события и новости. Ведущий курса на данном этапе играет роль модератора и при необходимости помогает юнкорам найти нужные информационные поводы. Ведущие рубрик чередуются из номера в номер. Это дает возможность школьникам освоить большее количество журналистских форматов и научиться добывать информацию из разных источников.

Медиаохота за качественным контентом

В ходе подготовки выпуска отдельно ведется работа над каждой темой – определяется жанр публикации, подбираются герои и информационные источники. В этот момент юнкоры получают теоретические знания из области журналистики, изучают жанровые особенности, разбираются в видах источников и способах проверки информации на подлинность. В промежутке между днями занятий юнкоры берут интервью и комментарии у выбранных на планерке героев.

Следующий этап – это подготовка текстов – их написание и редактирование в соответствии с выбранными жанрами. В основном используются информационные жанры – заметки, интервью, репортажи и отчеты. Иллюстрации ребята создают тоже сами – чаще всего это фотографии и рисунки, реже – инфографика. Версткой обоих изданий занимается руководитель курсов, по возможности к этому процессу подключается выпускающий редактор. Номера изданий вычитываются всей редакцией. Последний этап – это презентация номера, он выпускается в двух форматах – печатном и электронном. Формат пдф-листалки позволяет добиться эффекта гибридизации, например, один из номеров газеты «Большая перемена» (https://www.calameo.com/read/00578535104ce9f69efdb).

Создание школьного пресс-центра помогает достичь сразу несколько целей. Он становится универсальной площадкой для развития творческих способностей подростков; является связующим звеном между школьниками, учителями, родителями и педагогами дополнительного образования; инструментом профориентации и формирования медийно-информационной грамотности.

Количество просмотров: 2032  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы